Колея истории
Железные дороги в России – зеркало русской души, здесь рождается история и вершатся судьбы. С тех самых пор, как царь Николай I смелым росчерком обозначил на карте первую магистраль, по легенде, обогнув карандашом свой палец, железные дороги стали гимном государственной власти, колыбелью частного бизнеса, символом модернизации. Стальные магистрали были свидетелями сталинского террора и великих побед, здесь рождались смелые проекты, им посвящали свои произведения литераторы. История железных дорог России и история страны слились воедино.
Не случайно железнодорожные ветки в Росии называют нитями. «Железная дорога является как бы ферментом, вызывающим в населении культурное брожение, и если бы даже она встретила на пути своем совершенно дикое население, то в короткий срок цивилизовала бы его до необходимого ей уровня», – писал министр путей сообщения Сергей Витте. Все города, куда не дотянулись стальные нити, так навсегда и остались за бортом истории.
Железные дороги в стране появились достаточно поздно. Магистраль, связавшая Москву и Петербург, открылась лишь в 1837 году. Первая станция в истории получила название «вокзал» – от английского Vauxhall, до XIX века так назывался развлекательный парк в Лондоне. Отдавая дань изобретателям железных дорог, на вокзале, как и в британском саду, был организован концертный павильон.
Локомотивы, которые вначале были лишь игрушкой высшего общества, прокладывали себе путь через эпохи. Бесконечно можно перечислять ключевые события в жизни страны, которые навсегда будут связаны с железной дорогой. Именно в вагоне поезда с подписанием Николаем II отречения от престола был положен конец российской монархии.
И уже во времена большевиков поезда превратились в метафору новой жизни, локомотивы тогда «неслись» в эпоху коммунизма. Составы, украшенные лозунгами, сегодня отчасти можно назвать предшественниками глобальной сети – они доносили самые смелые мысли и идеи в удаленные регионы огромной страны.
Поезда прибывали в деревни, где никто раньше никогда не видел такие машины. Из окон вагонов выбрасывали листовки, людям раздавали свежие газеты, из которых можно было узнать последние новости из столицы. В газете «Правда» сохранились воспоминания очевидцев о прибытии революционного поезда на небольшую станцию Малиновка: крестьяне из близлежащих деревень собрались на станции с плакатами и факелами, встречая состав, принесший им добрые вести, громкой музыкой.
Железные дороги всегда были важны для русских людей по той причине, что только здесь путешествия могут длится не часами, как в Европе, а сутками – и путь через всю страну от Москвы до Владивостока займет почти неделю. Не случайно туристов так манят путешествия по Транссибу, самой длинной железной дороге в мире.
Каждый раз созерцание бесконечного, зачастую безлюдного пейзажа за окном рождает образы, которые нередко находят отражение в великих произведениях. Подвергнутая царской критике «Крейцерова соната», когда-то запрещенный к изданию роман «Доктор Живаго», провокационная поэма в прозе «Москва – Петушки» – все это еще раз напоминает о том, что железные дороги для русского человека не просто инженерные сооружения.
В этом году Российским железным дорогам исполняется 180 лет. На страницах нашего нового издания под девизом «транспорт – это интересно!» мы соберем самые значимые вехи в истории – от момента, когда первый поезд на лошадях тянули вдоль Обводного канала в Петербурге, до проекта первой высокоскоростной ветки, а также заглянем в будущее. Не останутся в стороне и другие виды транспорта, потому что мы уверены, что машины, самолеты и пароходы – это не просто средства передвижения, а это – увлекательно!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Назад к списку статей журнала