+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Колея истории

Колея истории
Железные дороги в России – зеркало русской души, здесь рождается история и вершатся судьбы. С тех самых пор, как царь Николай I смелым росчерком обозначил на карте первую магистраль, по легенде, обогнув карандашом свой палец, железные дороги стали гимном государственной власти, колыбелью частного бизнеса, символом модернизации. Стальные магистрали были свидетелями сталинского террора и великих побед, здесь рождались смелые проекты, им посвящали свои произведения литераторы. История железных дорог России и история страны слились воедино.
Не случайно железнодорожные ветки в Росии называют нитями. «Железная дорога является как бы ферментом, вызывающим в населении культурное брожение, и если бы даже она встретила на пути своем совершенно дикое население, то в короткий срок цивилизовала бы его до необходимого ей уровня», – писал министр путей сообщения Сергей Витте. Все города, куда не дотянулись стальные нити, так навсегда и остались за бортом истории.

Железные дороги в стране появились достаточно поздно. Магистраль, связавшая Москву и Петербург, открылась лишь в 1837 году. Первая станция в истории получила название «вокзал» – от английского Vauxhall, до XIX века так назывался развлекательный парк в Лондоне. Отдавая дань изобретателям железных дорог, на вокзале, как и в британском саду, был организован концертный павильон.

Локомотивы, которые вначале были лишь игрушкой высшего общества, прокладывали себе путь через эпохи. Бесконечно можно перечислять ключевые события в жизни страны, которые навсегда будут связаны с железной дорогой. Именно в вагоне поезда с подписанием Николаем II отречения от престола был положен конец российской монархии.

И уже во времена большевиков поезда превратились в метафору новой жизни, локомотивы тогда «неслись» в эпоху коммунизма. Составы, украшенные лозунгами, сегодня отчасти можно назвать предшественниками глобальной сети – они доносили самые смелые мысли и идеи в удаленные регионы огромной страны.

Поезда прибывали в деревни, где никто раньше никогда не видел такие машины. Из окон вагонов выбрасывали листовки, людям раздавали свежие газеты, из которых можно было узнать последние новости из столицы. В газете «Правда» сохранились воспоминания очевидцев о прибытии революционного поезда на небольшую станцию Малиновка: крестьяне из близлежащих деревень собрались на станции с плакатами и факелами, встречая состав, принесший им добрые вести, громкой музыкой.

Железные дороги всегда были важны для русских людей по той причине, что только здесь путешествия могут длится не часами, как в Европе, а сутками – и путь через всю страну от Москвы до Владивостока займет почти неделю. Не случайно туристов так манят путешествия по Транссибу, самой длинной железной дороге в мире.

Каждый раз созерцание бесконечного, зачастую безлюдного пейзажа за окном рождает образы, которые нередко находят отражение в великих произведениях. Подвергнутая царской критике «Крейцерова соната», когда-то запрещенный к изданию роман «Доктор Живаго», провокационная поэма в прозе «Москва – Петушки» – все это еще раз напоминает о том, что железные дороги для русского человека не просто инженерные сооружения.

В этом году Российским железным дорогам исполняется 180 лет. На страницах нашего нового издания под девизом «транспорт – это интересно!» мы соберем самые значимые вехи в истории – от момента, когда первый поезд на лошадях тянули вдоль Обводного канала в Петербурге, до проекта первой высокоскоростной ветки, а также заглянем в будущее. Не останутся в стороне и другие виды транспорта, потому что мы уверены, что машины, самолеты и пароходы – это не просто средства передвижения, а это – увлекательно!

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions