+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.09.2020 14:00:00
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер № 18 (430)

Среди материалов второго сентябрьского выпуска мы подготовили для вас следующие интересные темы:
ОАО «РЖД» намерено обновить свою долгосрочную программу развития до 2025 года (ДПР) в связи с обновлением показателей в скорректированном социально-экономическом прогнозе, сформированном Минэкономразвития России.

Ранее ДПР уже претерпевала метаморфозы. В ее проекте намечалось, что ОАО «РЖД» направит 1,6 трлн руб. на выполнение майских указов президента РФ, которые предполагали, в частности, увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т и южного направления до 131 млн т, еще 1,4 трлн руб. вложит в другие проекты развития, 2,9 трлн руб. – в обновление инфраструктуры, 1,1 трлн руб. – в подвижной состав и 0,1 трлн руб. – на решение прочих инвестпроектов. К этому 2,8 трлн руб. должны были добавить сторонние организации. Суммарные инвестиции оценивались в 9,9 трлн руб. Теперь в утвержденном тексте содержится несколько иной расклад. Так что же в итоге станет с целевыми установками президента РФ? Когда они будут выполнены? И на чем при этом монополия постарается сэкономить? Читайте в материале «Программа развития: долгосрочная и метаморфозная».

В текущем году тренд на контейнеризацию проявился особенно ярко. Несмотря на то, что по всей сети РЖД за 7 месяцев 2020 года общие объемы погрузки снизились на 4,4%, контейнерные отправки, напротив, показали рост на 15,1% по сравнению с 2019-м. Причем эта тенденция справедлива как для экспортно-импортных и внутренних перевозок, так и для транзита. В начале августа монополия сообщила о росте транзитных перевозок контейнеров по сети РЖД на 30% с начала года.

На фоне перестройки бизнес-процессов продолжается и передел контейнерного рынка.

Сегодня на российском контейнерном поле присутствуют два основных типа игроков – это компании с активами (heavy assets) и без таковых (light assets). Типичными представителями heavy assets являются ПАО «Трансконтейнер» и транспортная группа FESCO. Крупными игроками этого сегмента также являются «Евросиб», «Модуль» и «КТЖ Экспресс».

Крупнейшими представителями бизнеса light assets в контейнерных перевозках являются «РЖД Логистика» и ОТЛК ЕРА.

Впрочем, некоторые эксперты сомневаются, действительно ли этот бизнес сейчас – самый лакомый кусочек российского транспортного сектора. Каково текущее положение дел указанных компаний и что их может ждать в дальнейшем – подробности в статье «Игра контейнерных престолов».

21 августа председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление о субсидировании транзитных железнодорожных перевозок контейнеров по территории РФ. Размер компенсации составит от 25 до 77 тыс. руб. за контейнер в зависимости от его типа и направления транзита.
Предложение о субсидировании на цели выравнивания тарифа по транзитным контейнерным перевозкам впервые прозвучало из уст министра транспорта РФ Евгения Дитриха и президента ГК «Дело» Сергея Шишкарева. «Дело в том, что часто для того, чтобы перетащить груз на территорию нашей страны и дать работу транспортникам, нам не хватает буквально разницы в тарифе, предлагаемой нашими соседями – другими государствами, через которые груз идет сегодня. Основные базовые направления для нас – это маршруты между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона», – сказал министр. С. Шишкарев предложил субсидировать для российских перевозчиков примерно треть транзитного тарифа – около $900, или 70 тыс. руб. «Доходы транспортных компаний, российских железных дорог, стивидорного комплекса мы оцениваем в $2,5–3 тыс. на каждый контейнер. И эти меры, на наш взгляд, уже в ближайший год позволят увеличить транзит по России на 200–250 тыс. контейнеров», – сказал он.
Какие выгоды и какие риски несет это решение для отечественной транспортной отрасли? Читайте в материале «Субсидией сыт не будешь».

Тарифная политика монополии напоминает сложную шахматную многоходовку. Вопрос в том, куда она ведет... Оценивать эффективность тарифной политики ОАО «РЖД» можно по-разному. Если смотреть с точки зрения обеспечения финансовой стабильности работы железнодорожной сети, то эта цель достигнута. В свою очередь, в ФАС России напомнили, что в прошлом году антимонопольное ведомство утвердило довольно высокую корректировку индексации тарифов РЖД на грузоперевозки в 2020-м – на 3,5%. Кроме того, в тариф были вшиты экспортная надбавка и поправочные коэффициенты, связанные с изменением российского законодательства. В ОАО «РЖД» получили даже больше того, на что рассчитывали. Поэтому монополия обещала активно использовать механизм предоставления скидок в рамках тарифного коридора, не снижая при этом уровень инвестиций в проекты развития.

Правда, весной 2020 года положение дел в РФ изменилось, что заставило многих игроков вносить поправки в свою тарифную политику.

Предполагалось, что летом 2020 года ОАО «РЖД» представит свои предложения по изменениям в тарифную систему, которая, как планировалось, начнет действовать после 2025-го. Однако свои идеи в ОАО «РЖД» так до сих пор и не отважились вынести на обсуждение со всеми заинтересованными сторонами. Это указывает на то, что, очевидно, сейчас тарифные рокировки в направлении скрытого роста ставок не пройдут.
А что-то менять для снижения тарифной нагрузки на клиентов в ОАО «РЖД» не хотят, полагают эксперты. Подробности в статье «Шахматные маневры на рельсах».

Пандемия оказала влияние на всю международную торговлю, но в большей степени – на глобальные цепочки добавленной стоимости, которые охватывают до 70–80% торговли в некоторых отраслях. Нарушение цепочек поставок создало угрозу дефицита средств индивидуальной защиты (СИЗ), ингредиентов для фармацевтического производства и комплектующих для промышленности. На место уверенности в надежности и гибкости глобальной логистики пришло осознание полной неготовности к сложившейся ситуации.

Говорить об эффектах влияния коронавируса на глобальные логистические цепочки пока рано – в некоторых регионах заметны предпосылки к началу второй волны. Контуры изменений будут определяться спецификой отраслей, технологическими особенностями цепочек, привлекательностью территорий и потенциалом их спроса. Следствием трансформации supply chain станет прозрачность, гибкость и стабильность товародвижения. Какие тренды в изменениях цепочек уже себя проявили – в материале «Коронавирусная трансформация цепей поставок».

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions