Несмотря на укороченный график рабочей недели, транспортная отрасль России и мира продемонстрировала насыщенную повестку. Сразу несколько важных событий – от снижения объемов производства вагонов до запуска нового высокоскоростного маршрута в Индии и роста китайского железнодорожного экспорта показали, насколько остро сегодня стоит вопрос устойчивости и развития инфраструктуры в условиях перемен. Ниже – ключевые итоги недели с подробным разбором.
Производство вагонов в России продолжает падать
С начала 2025 года на российском рынке грузового вагоностроения наметился устойчивый спад. За январь – май было произведено всего 26 тыс. единиц подвижного состава, что на 11,6% ниже, чем за тот же период 2024 года. Особенно неблагоприятной оказалась динамика в мае – всего 4,1 тыс. вагонов, что почти на треть меньше прошлогоднего результата и худший показатель не только с начала года, но и за последние несколько лет.
Фактически объемы выпуска откатились к уровням отдельных месяцев 2022–2023 годов, что вызывает беспокойство среди участников отрасли. Однако на фоне общего спада позитивной тенденцией остается рост производства инновационного подвижного состава. Так, за 5 месяцев было выпущено около 9,9 тыс. вагонов повышенной грузоподъемности, что на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это свидетельствует о смещении фокуса в сторону модернизации и перехода к более эффективным решениям.
Рост перевозок сдерживается инфраструктурными ограничениями
Заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков сообщил, что в ближайшие годы существенного прироста объемов авиа- и железнодорожных перевозок не ожидается. Ограничения связаны с нехваткой инфраструктурных ресурсов: в авиации это аэропортовые мощности и флот, в железнодорожной отрасли – перегруженность магистралей и нехватка путей.
В связи с этим, по словам чиновника, следует переориентировать внимание на развитие автотуризма и локальных маршрутов, особенно в радиусе доступности крупных городов. Такая стратегия, по мнению Д. Вахрукова, соответствует реалиям ближайших лет и может дать толчок развитию сферы отдыха выходного дня. Он также отметил улучшение качества дорог в России, особенно на уровне федеральной сети.
РЖД ограничат количество вагонов на путях необщего пользования
ОАО «РЖД» инициировало новый подход к учету подвижного состава: компания начала формировать реестры емкостей отстоя вагонов на путях необщего пользования. Цель – установить лимиты на количество вагонов, которые можно приписывать к каждому такому участку, чтобы избежать перегрузки инфраструктуры.
Этот шаг вызвал обеспокоенность со стороны владельцев путей и грузоотправителей. Представители стивидорных компаний отмечают, что новые требования могут привести к дополнительным издержкам, особенно если возникнет необходимость строительства новых веток для отстоя вагонов. По оценке экспертов, 1 км парковочного пути обойдется в 34 млн рублей. В условиях сжатия рынков и осторожности в капитальных вложениях, такая перспектива может затормозить планы по обновлению парка.
Завершены испытания тележки для высокоскоростного поезда
На полигоне ВНИКТИ в Коломне успешно завершены ресурсные испытания рамы немоторной тележки нового высокоскоростного электропоезда. Конструкция выдержала 10 млн циклов нагрузки, подтвердив заявленные параметры прочности и готовность к эксплуатации на скорости до 400 км/ч. Изделие выполнено из специальной стали с применением роботизированной сварки.
Следующий этап программы – испытание рамы моторной тележки, которое запланировано на лето. Речь идет о поездах, предназначенных для будущих российских ВСМ (высокоскоростных магистралей), реализация которых обсуждается в контексте связей между Москвой, Петербургом, Казанью и другими крупными центрами.
110-тысячный поезд из Китая прибыл с рекордной партией
Железнодорожный маршрут Китай – Европа отметил значимое достижение: из города Циндао отправился 110-тысячный контейнерный состав, перевозящий 55 контейнеров с умной бытовой техникой общей стоимостью около $2,75 млн. Конечный пункт назначения – Москва.
Согласно данным China State Railway Group, с момента запуска маршрута в 2011 году через него перевезено товаров на сумму более $450 млрд. Только за первые 5 месяцев 2025 года отправлено 790 поездов, что на 4% больше, чем годом ранее. Сеть охватывает 128 городов в КНР и соединяет их с 229 населенными пунктами в 26 странах Европы.
Индия запустила маршрут по самому высокому железнодорожному мосту в мире
В Индии стартовало движение высокоскоростных поездов Vande Bharat по новому маршруту между Катрой и Сринагаром. Путь проходит через мост Ченаб, признанный самым высоким железнодорожным мостом в мире (359 метров). На первых рейсах наблюдался ажиотаж – билеты были распроданы в течение нескольких часов.