В последние годы Россия постоянно улучшала свои позиции в рейтинге. В 2015 страна была на 14-м месте, а в 2016 поднялась на две позиции на 12е место. Эксперты издания обуславливают такое падение как результат падения цен на энергоресурсы. Однако данные факторы аналогичное влияние оказывали на все страны мирового сообщества, но 14 позиций потеряла только наша страна.
При этом со стороны государства идет постоянное стимулирование развития инновационного производства. В мае 2016 года создано Агентство по технологическому развитию, призванное способствовать модернизации и технологическому обновлению российских компаний. Как известно, в России в основном инновационные компании – представители малого и среднего бизнеса. Поэтому ранее, в марте 2016 года, подписано распоряжение Правительства 475-р, обязывающее госкомпании из утвержденного перечня закупать инновационную продукцию у представителей МСП. В перечень вошли 90 предприятий. А в декабре 2015 в силу вступили изменения Постановления правительства №1352 «Об особенностях участия малого и среднего бизнеса в закупках отдельных юридических лиц». Согласно нововведениям, годовой объем закупки инновационной продукции у субъектов МСП определяется как увеличенный на 5% объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инноваций за предыдущий год. При этом заказчики также вправе осуществлять закупки инноваций у бизнеса в объеме, превышающем годовой объем. Представить большее стимулирование кажется невообразимым.
С такой господдержкой бизнес начал создавать инновационные продукты. Однако спрос тех, кто действительно мог бы их поддержать – госкомпаний, оказался незначительным, а инструменты для работы МСП с госкомпаниями в части закупки инноваций оказались барьерами. Например, «система одного окна», созданная в госкомпаниях для упрощения работы, в большинстве случаев, является формально созданным механизмом. А Реестр инновационной продукции, технологий и услуг, рекомендованных к использованию в Российской Федерации, созданный при поддержке Роснано, стал очередным «рекомендательным» документом, без утвержденного механизма его применения госкомпаниями при закупке инноваций. Доступ бизнеса к закупкам госкомпаний также усложнен системой сертификации, особенно это отражается на инновационной продукции. У нас отсутствует система единых требований по аккредитации и сертификации компаний и продукции в рамках одной отрасли. Поэтому госкомпания предъявляют требования прохождения именно своих сертификационных центров на идентичные продукты, применяемые разными компаниями. Данная процедура длительная по времени и дорогостоящая.
Сегодня мы наблюдаем разочарованность инновационного бизнеса в формальном подходе госкомпаний к внедрению инноваций. Когда госкомпании пойдут действительно навстречу и начнут использовать вышеперечисленные инструменты, мы увидим совершенно другие результаты и дорогу с двухсторонним движением, а не одну засыпанную снегом полосу.
Автор: Сергей Фахретдинов, член Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата, руководитель комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.