Именно потеря контракта в США стала для Китая наиболее болезненной. Напомним, что сделка была торжественно анонсирована председателем КНР Си Цзиньпином во время его визита в США в сентябре прошлого года. Китай затем широко освещал подробности контракта в СМИ, делая упор на то, что США являются окном в мир.
Действительно, Китай построил самую протяженную сеть ВСМ, сегодня ее суммарная длина составляет 17 тыс. км. Из-за переизбытка мощностей и растущего потенциала в части технологий КНР рада предложить свои разработки по всему миру. И несколько успешных проектов уже было выполнено.
Так, в 2014-м Китай реализовал свой первый зарубежный проект ВСМ в Турции – 553-километровую линию между Анкарой и Стамбулом. В прошлом году КНР и Россия заключили контракт стоимостью $380 млн по разработке 770-километровой линии Москва – Казань.
Что же пошло не так в этот раз? Дело в том, что рынок Китая разительно отличается от всех других. Всемирный банк заявил, что КНР строит ветки ВСМ у себя в стране в 2 раза дешевле, чем его конкуренты в Европе. При этом только 8% бюджета уходит на выкуп земель у фермеров, через которые пройдет железнодорожный маршрут. Никакого сопротивления от местных жителей нет – они получают значительно больше, чем имеют. Приобретение земель в Европе или США – очень непростая с юридической точки зрения задача, кроме того, подрядчики сталкиваются с негативной реакцией жителей и многочисленными акциями протеста.
В Китае железные дороги считаются основным фактором экономического роста страны, поэтому местные банки охотно дают финансирование под низкие ставки, что также способствует быстрому строительству.
Однако известно, что линии ВСМ не являются выгодными. Всего лишь четыре ветки в мире реально приносят прибыль: Токио – Осака, Париж – Лион, Пекин – Шанхай и Пекин – Тяньцзинь, потому что вдоль этих маршрутов высокая концентрация населения.
Уже в процессе строительства в некоторых странах выясняется, что государство не может профинасировать полностью прокладку ВСМ. Так, Венесуэла отказалась от этого проекта, поскольку из-за падения цен на нефть находится на пороге банкротства, а Китай платить за это, ввязываясь в сделки с зарубежными банками, не намерен.
Нельзя сбрасывать со счетов конкурентов КНР Японию, Францию и Германию, которые накопили огромный опыт на зарубежных рынках и имеют тесные связи с правительствами ряда стран. Пример тому – ситуация в Индонезии. Там за строительство ветки ВСМ между Джакартой и Бандунгом боролись Япония и Китай. В тендере победил последний, но уже через неделю после решения и соответствующей церемонии Индонезия расторгла с ним контракт. Напомним, что у Индонезии и Японии прочные и долгие отношения, и Япония была крайне расстроена победой Китая.
Таиланд расторг контракт с КНР по причине низкого уровня доверия, решив и вовсе проложить линию на свои деньги, так как Китай предложил несколько другие условия, чем партнерам в Индонезии.
Эксперты из КНР сами понимают, что в ближайшее время китайские компании не смогут стать полноправными игроками на международной арене, потому что изучают лишь финансовые риски, забывая о политических, социальных, правовых, культурных и даже религиозных.