Непростые экономические условия, вызванные падением цен на нефть и международными санкциями в отношении РФ, вынуждают металлургов и ломозаготовителей считать каждую копейку и устранять лишние траты. Вопрос себестоимости стоит на первом месте. «Сегодня доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21 до 80% в зависимости от типа производства», - рассказал директор НП национального СРО «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный. При этом проблема «ценовых горок» из-за сезонного фактора или конкурентных войн приводят к потерям как металлургов, так и ломозаготовителей. Основными потребителями металлолома на рынке являются металлургические комбинаты, большинство из которых имеют свои дочерние ломозаготовительные компании. Есть случаи, когда занимая в своих регионах доминирующее положение на рынке, некоторые игроки устанавливают для поставщиков металлолома закупочные цены на 500-1800 руб. выше рынка (ситуация на апрель 2015 года в Московском регионе). Такая политика ценообразования приводит к общим потерям в отрасли на миллиарды рублей.
В этой ситуации как металлурги, так и ломозаготовитиели в стремлении сократить издержки в качестве такого резерва рассматривают варианты оптимизации логистики. Как рассказал руководитель отдела аналитики НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» Михаил Родионов, продолжается переход металлургических грузов с железнодорожного на автотранспорт. «Оставшись неизменной за прошедший год, отгрузка лома черных металлов железнодорожным транспортом как внутри страны, так и на экспорт, в 2015 году демонстрирует долгосрочную тенденцию к сокращению. Положительные темпы роста здесь наблюдались лишь в 2010 году в ходе послекризисного «отскока от дна»», – пояснил он.
Что же касается динамики и структуры отгрузки в сегменте перевозки черных металлов по сети РЖД, совокупная железнодорожная отгрузка черных металлов за 5 месяцев текущего года в сравнительной ретроспективе за период 2012-1014 гг., совершив «отскок от дна» в прошлом году, возросла. Однако произошло это лишь за счет опережающего роста экспорта на фоне продолжающегося снижения внутренних поставок. В сегменте перевозок железорудного сырья за этот же период наблюдается обратная картина: общий рост обусловлен заметным увеличением объема внутренних поставок, тогда как экспорт сократился на 10%, что может говорить об увеличении доли первичного сырья при сокращении доли используемого на предприятиях страны металлолома.
В то же время позитивные сдвиги в отрасли есть, считает заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС РФ Евгений Реутов. Связаны они, прежде всего, с применением механизма реализации неремонтнопригодных деталей вагонов. Он помогает металлургам приобретать высококачественные марки лома, а вагоноремонтным предприятиям – освобождать территории предприятий от лома неремонтопригодного литья. Также сокращаются издержки собственников подвижного состава и покупателей лома.
Еще одной составляющей снижения себестоимости металлургического производства в стране может стать освобождение от НДФЛ доходов граждан от реализации вторичных ресурсов. Это приведет к значительному росту их собираемости, переработки и, как следствие увеличению поступлений в бюджет от налогов, взимаемых в реализации готовой продукции из вторичных ресурсов, считает директор НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный. По итогам конференции представители крупнейших металлургических компаний и предприятий по переработке лома и вторсырья подписали коллективное обращение в правительство на имя министра финансов РФ Антона Силуанова о необходимости отмены этого налога.
Оксана Перепелица