Человек, близкий к топ-менеджменту Fesco, говорит, что переговоры с РЖД о продаже ей акций оператора шли около месяца назад, компании не смогли договориться о цене. Во вторник 24,17% акций «Трансконтейнера» на Московской бирже стоили 9,9 млрд руб. Сколько хотела получить Fesco, не известно. Fesco купила первые 12,5% «Трансконтейнера» еще в 2010 г. на IPO за $138,9 млн и постепенно увеличивала долю.
Источник, близкий к топ-менеджменту РЖД, говорит, что загвоздка была не столько в цене сделки, сколько в ее структуре. За последние месяцы «Сумма» предлагала несколько возможных вариантов сделки. В частности, «Сумма» готова была включить в сделку не только пакет в «Трансконтейнере», но и дополнительные активы, в частности строящийся угольный терминал в порту Восточный. Человек, близкий к топ- менеджменту РЖД, рассказывает, что обсуждалась и другая конфигурация: РЖД, купив долю в Fesco в «Трансконтейнере», продаст обратно часть терминалов «Трансконтейнера» и 50% в «Русской тройке» (СП с Fesco, оператор фитинговых платформ).
Из-за тяжелого финансового положения Fesco у РЖД весомая переговорная позиция. До этого года «Трансконтейнер» ежегодно платил дивиденды - по 25% от чистой прибыли по РСБУ. За 2014 г. компания заплатила 985,97 млн руб. (на долю Fesco пришлось 238,3 млн руб.). Чистая прибыль в 2015 г. была 1,85 млрд руб. (менеджмент предлагал выплатить акционерам половину - 925 млн руб.). Но рекомендации по распределению прибыли за 2015 г. заблокировали представители РЖД и НПФ «Благосостояние» в совете директоров «Трансконтейнера» (6 из 11).
Продажа «Трансконтейнера» - вопрос времени, на продаже непрофильных активов настаивают и держатели еврооблигаций на $655 млн, рассуждает человек, близкий к Fesco. Для самой Fesco, конечно, выгоднее был бы обмен активами, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Денежная сделка по продаже пакета «Трансконтейнера», вероятнее всего, потребует от Fesco направить средства на погашение долга по еврооблигациям. Инвестировать в расширение бизнеса компания сможет нескоро, учитывая финансовое положение и высокий уровень долговой нагрузки», - отмечает эксперт.