Во-первых, потому что беспилотные транспортные средства должны использовать инфраструктуру – наземную, воздушную.
Во-вторых, они должны взаимодействовать между собой в навигационном плане. В-третьих, их перемещение должно быть регламентировано в правовом поле. В России в этом плане предпринимаются определенные шаги. Вместе с представителями бизнеса создана специальная рабочая группа.
Участники круглого стола на ПМЭФ-2016 пришли к выводу, что необходимы и поправки в нормативную базу об обеспечении безопасности, и принятие закона об организации дорожного движения. Причем, проект данного документа уже находится в Государственной думе РФ. Также готовятся поправки и в воздушный кодекс, касающиеся использования беспилотников.
«Российские законодатели, правда, приняли документ, в котором к ним отнесены летательные аппараты весом свыше 250 г. Соответственно, все они должны проходить регистрацию. Правда, жизнь показала, что такое решение чрезмерно. Поэтому предстоит сделать шаг назад: регистрировать предполагается беспилотники весом свыше 30 кг», – уточнил М. Соколов.
Тем не менее, для широкого применения беспилотников потребуется разработать единые технические стандарты, регулирующие управление и эксплуатацию такими аппаратами, а также создание для них особой инфраструктуры. Ведь перегружать транспортное средство системами навигации и управления слишком накладно для бизнеса. Поэтому следует обустраивать инфраструктуру, которая помогала бы управлять беспилотниками.
В частности, для обмена данными как между собой, так и с окружающей средой. «Для примера возьмем Финляндию, которая считается лидером в применении инноваций в этой сфере. Там уже приняты определенные стандарты по строительству автодорог, на которых можно будет обслуживать движение беспилотных машин. В России в ходе реконструкции трассы Скандинавия со предполагается применение подобных технологий. Должны появиться, по крайней мере, отдельные блоки стандартов для создания межграничной дорожной инфраструктуры», – сообщил М. Соколов.
По его мнению, российские железные дороги также вполне готовы к движению в беспилотном режиме. Машинист все больше становится наблюдателем. А поездами начинает управлять автоматика.
Будут предусмотрены и определенные функции в системе ГЛОНАСС для обеспечения зависимого управления беспилотниками.
Предстоит обеспечить и кибербезопасность. Речь идет не столько о программах защиты систем управления, сколько о защите каналов передачи информации. Эти канали должны быть защищены от внешнего воздействия. Пока окончательных решений в данной сфере нет. Но они должны появиться в скором будущем.
Дроны уже используются в РФ для трассировки при проектировании строительства автодорог. В будущем их предполагается применять для наблюдения за дорожной обстановкой. Не исключено, что беспилотные аппараты будут доставлять грузы в удаленные районы, где нет вообще никаких дорог.
Александр Солнцев