В настоящее время на магистралях ОАО «РЖД» функционируют около 5680 магистральных локомотивов, 910 электропоездов и 3411 специальных самоходных подвижных составов (ССПС), включая тяжелые путевые машины, на борту которых установлена спутниковая аппаратура. Наряду с оснащением указанного подвижного состава идет установка спутниковой аппаратуры на специальные вагоны-путеизмерители и вагоны-дефектоскопы, а также иные подвижные путеизмерительные средства (типа путеизмерительных тележек). Сейчас на этих объектах установлено около 200 комплектов спутниковой аппаратуры.
Не стоят на месте и работы по оборудованию пассажирских поездов спутниковыми системами безопасности и подвижной спутниковой связи ИНМАРСАТ. Уже оснащен и взят под оперативный контроль 101 пассажирский состав. В 2008–2009 гг. в ходе дальнейшего внедрения указанных систем ими будет оснащено до 600 объектов. Работы по данным направлениям предполагается осуществлять в тесном взаимодействии с ведущими организациями Роскосмоса, Минтранса России, Минобороны России и др.
О внедрении современных спутниковых технологий на железной дороге, успехах и проблемах в ходе решения связанных с этим задач говорилось на состоявшейся 24 июля в Москве Второй международной научно-практической конференции «Спутниковые технологии и системы цифровой связи на службе железных дорог», организатором и идеологом которой является единственный в стране и головной в отрасли железнодорожного транспорта институт ОАО «НИИАС».
Основной целью мероприятия стало расширение контактов и деловых связей ОАО «РЖД» с учеными и практиками в отношении развития глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS/GALILEO и их использования на железнодорожном транспорте.
В работе конференции приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов, генеральный директор ОАО «НИИАС» Сергей Ададуров, представители военно-исследовательских транспортных институтов.
С приветственным словом к участникам конференции обратился президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин: «В качестве одного из «прорывных» инновационных направлений в Стратегии-2030 указано внедрение систем комплексного управления движением поездов, динамического мониторинга состояния инфраструктуры и подвижного состава с использованием спутниковых технологий».
По словам М. Акулова, потребность ОАО «РЖД» в навигационной аппаратуре и систем на ее основе в ближайшей перспективе определяется, с одной стороны, степенью готовности методов применения спутниковых навигационных технологий в работе служб и хозяйств ОАО «РЖД» и достигаемой при этом эффективностью, а с другой – готовностью отечественной промышленности предоставить аппаратно-программные средства с приемлемыми тактико-техническими характеристиками и стоимостью.
По предварительным оценкам, в период с 2007 по 2011 год ОАО «РЖД» планирует оснастить навигационной аппаратурой около 2500 пассажирских локомотивов и свыше 17 тыс. грузовых локомотивов, включая магистральные электровозы и тепловозы, а также маневровые тепловозы. Кроме того, оснащению подлежит не менее 8000 единиц подвижного моторвагонного состава, включая электропоезда (секции), дизель-поезда и автомотрисы, и не менее 900 единиц ССПС.
Как отметил С. Ададуров, это повысит конкурентные преимущества ОАО «РЖД» на международном транспортном рынке и будет содействовать увеличению масштабов транспортного бизнеса компании.
В рамках мероприятия прошла также выставка «Космотранс-2008», на которой были представлены новейшие разработки в области спутниковых технологий и систем передачи данных ведущих российских и зарубежных компаний: ОАО «НИИАС», ВНИИЖТа, Ижевского радиозавода, «Геокосмоса», «Новотела», «Сименса», «Хуайвейя», «Финмекканики», «Дженерал Телекома», GNSS, «Моторолы» и многих других.
Олеся Мицук
Фотографии Виктора Сычева