Об этом участникам круглого стола "Транзит и перспективы развития портов на Балтике", состоявшегося в Санкт-Петербурге 21 июня, сообщил Сергей Семенов, начальник отдела технологии и экономики ЛенМорНИИПроекта.
В соответствии с существующими требованиями, досмотр импортного контейнера "по всем правилам" происходит следующим образом: контейнер вынимается из стека и перевозится на отдельную досмотровую площадку, где с уложенных в 1 ярус контейнеров списываются номера. Часть контейнеров досматривается с полной или частичной растаркой, для чего требуется еще одна специальная площадка, желательно оборудованная навесом. Формально, досмотру должны подвергаться 100% импортных контейнеров. Поскольку таможенное оформление контейнеров, ввозимых в Россию через порты, привязано к портам, а не к местам назначения, продолжительность нахождения контейнера с импортным грузом в порту составляет в среднем 4-5 суток.
При этом, помимо затрат на привлечение дополнительного оборотного капитала, связанное с задержкой, грузовладелец несет также затраты на капитальные вложения в организацию специализированных досмотровых площадок (10 кв м на 1 TEU/сут для досмотра и 120 кв м на 1 TEU/сут для растарки) и приобретения оборудования, необходимое для обеспечения досмотра; эксплуатационные расходы по ремонту оборудования, обеспечению топливом и материалами; заработную плату обслуживающего его персонала; капитальные вложения в оборудование и основные складские площадки, размер которых зависит от среднего срока хранения контейнера в порту.
В то время, как затраты на привлечение дополнительного оборотного капитала и капвложения в основные складские площадки зависят от времени нахождений контейнеров в порту, остальные затраты определяются количеством досматриваемых контейнеров.
По расчетам специалистов ЛенМорНИИПроекта, расходы на досмотр 1 TEU составляют от $14 до $20, однако для дорогостоящих товаров могут достигать $84. При грузообороте 540 тыс TEU (а таков прогноз для Санкт-Петербургского порта на 2003г., примерно половина этого объема - импорт) совокупные затраты составят от $3.78 млн до $5.4 млн. Если предположить, что при экономии этих затрат прибыль грузовладельца увеличилась бы на указанную сумму, налог на прибыль составил бы от $1.134 млн до $1.620 млн.
Таким образом, существующая система таможенной очистки снижает конкурентоспособность российских портов при перевалке высокотарифных контейнерных грузов и приводит к ощутимым потерям для операторов и государства, передает SeaNews.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.