+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.06.2002 14:51:00
Разное / Новости
РЖД-Партнер

У балтийского транзита непростое будущее

В конце прошлой недели в гостинице Radisson SAS Daugava прошла 7-я международная транзитная конференция TransBaltica 2002.
Несмотря на то, что мероприятие почему-то не почтили своим вниманием латвийские политики и чиновники, а также влиятельные предприниматели отрасли, вопросы на конференции обсуждались стратегические. Главный из них - будущее балтийского транзита, влияние транспортной политики Евросоюза на страны-кандидаты в ЕС.

ТРАНСПОРТНЫЕ НОВОСТИ










Архангельский порт Нарьян-Мар открыл летнюю навигацию Тоннель Мегри-Караджан сократит магистраль, по которой осуществляются перевозки из Ирана в Армению



--------------------------------------------------------------------------------
АвтоТрансИнфо, 18 июня 2002
TransBaltica 2002: у балтийского транзита непростое будущее - латвийское издание


Рига. В конце прошлой недели в гостинице Radisson SAS Daugava прошла 7-я международная транзитная конференция TransBaltica 2002. Несмотря на то, что мероприятие почему-то не почтили своим вниманием латвийские политики и чиновники, а также влиятельные предприниматели отрасли, пишет латвийская газета "Час", вопросы на конференции обсуждались стратегические. Главный из них - будущее балтийского транзита, влияние транспортной политики Евросоюза на страны-кандидаты в ЕС.

Европа встает на рельсы

Европейские чиновники уже долгое время говорят о дисбалансе в распределении грузов между разными видами транспорта. Большая часть пассажирских и грузовых перевозок идет по автотрассам. В 1998 году доля автодорожного транспорта составила около половины всех грузовых перевозок (44%) и более чем две трети пассажирских (79%). Ситуация с железнодорожным транспортом - полная противоположность. В период между 1970 и 1998 годами доля грузовых железнодорожных перевозок в Европе упала с 21 до 8%. И это при том, что грузов стали перевозить значительно больше. В общем, европейская железная дорога понемногу сдает позиции. Такого быть не должно, сделали решительный вывод чиновники из Евросоюза, разработав и утвердив в сентябре прошлого года документ под названием "Белая книга". Основная задача его выглядит примерно так: разгрузить автодороги и дать зеленый свет водному и железнодорожному транспорту. Одна из участниц конференции Анастасия Фриск рассказала присутствующим, чем это может обернуться для стран, присоединяющихся к ЕС. Прогнозы оказались неутешительными. Для достижения поставленных задач в ЕС в ближайшее время будет предпринят ряд мер, с которыми Латвии обязательно придется считаться: учредить систему взимания платежей за пользование инфраструктурой автодорог, запретить движение грузовых автомобилей в выходные и праздничные дни; к марту 2003 года полностью либерализовать 50 000 км Транcъевропейской железнодорожной сети; создать так называемые "морские магистрали". Последние, к слову, будут созданы за счет европейских субсидий и отнимут значительную долю грузов у уже существующих и преуспевающих операторов.

Латвийских бизнесменов ждут в Пскове

По утверждению многих участников конференции, между предпринимателями стран СНГ и Балтии до сих пор много разногласий. Так, заместитель главы администрации Псковской области Владимир Бланк заявил: "За последние годы население в приграничной полосе Латвии и России сократилось в два раза, так как мы не можем договориться, как делать бизнес". Между тем Псков, по словам г-на Бланка, выдвигает своим соседям массу предложений по сотрудничеству. Одно из них - создание двух еврорегионов: Эстония - Псковская область и Латвия - Псковская область. При успешной совместной работе региональных властей и органов местного самоуправления можно восстановить судоходство по Псковскому и Чудскому озерам, решить экопроблемы, стимулировать кооперацию, взаимную торговлю и инвестиции.

Мы обречены на сотрудничество

Одной из главных тем прошедшей конференции стали дискуссии на тему будущего балтийского транзита. Что, впрочем, вполне объяснимо: российские грузы, которые в прошлом году прошли через порты Латвии, составили 55%. И судя по выступлениям двух известных академиков - эстонского Михаила Бронштейна и российского Бориса Усанова, будущее у балтийского транзита есть, хотя отнюдь не безоблачное. К слову, на конференции в прошлом году оба специалиста устроили настоящие словесные баталии. Напомним, что в то время терминал в Приморске, которого так боятся местные предприниматели, пребывал в проектной стадии. Сегодня, когда проект уже успешно работает, "война" между российской и балтийской сторонами несколько поутихла. О чем и сообщил присутствующим г-н Усанов. "Взаимоотношения наших государств наконец повернулись в сторону консолидации, - отметил г-н Усанов. - В том же направлении надо действовать и дальше. Поскольку только так балтийский транспортный коридор выстоит в борьбе с другими широтными транспортными коридорами между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом".

Тарифы придется снижать всем

Положительный настрой всех участников конференции несколько подпортила тема тарифов. Постоянные жалобы россиян на "переплату" за транзит через "чужие" порты академик из Эстонии перевел в разряд мифов. "Когда нам приводят цифры российских потерь - от 2 до 2,5 миллиарда долларов в год, они, мягко говоря, взяты с потолка, - считает г-н Бронштейн. - Реально же перевалка нефти и нефтепродуктов - а это около 60% всех грузопотоков через порты стран Балтии - обходится российским экспортерам в 0,4 - 0,5 миллиарда". Как бы подтверждая наметившееся в балтийско-российских отношениях потепление, оппонент академика из Эстонии г-н Усанов заметил: "Вас волнует вступление в ЕС, нас - во Всемирную торговую организацию. На этом пути у всех нас лежит несколько смягчающих решений по тарифам".

"ЮКОС": "Транзит - это прежде всего бизнес"

И все бы ничего, считает г-н Бронштейн, но искаженная информация влияет на принятие политических решений. К сожалению, на конференции не присутствовал первый вице-президент Евроазиатского транспортного союза Сергей Желаннов. Тема его доклада наверняка бы заинтересовала всех присутствующих - "Транзит - это бизнес или политика?". Впрочем, латвийское издание все же попыталось найти ответ на этот вопрос и обратилось за комментарием к Михаилу Рудому, руководителю сектора по транспортировке нефти нефтяной компании "ЮКОС". "Только бизнес! - уверил нас г-н Рудой. - По крайней мере мы стараемся поступать именно так". В качестве примера представитель крупнейшей нефтяной компании привел случай из конца 90-х. В то время "ЮКОС" находился в далеко не простой финансовой ситуации. Прекрасно зная об этом, два партнера - Одесский порт и Ventspils nafta - поступили с точностью до наоборот. Латвийская компания пошла на уступки, а одесситы потребовали незамедлительной оплаты задолженности. "Конечно, мы расплатились, - рассказывает г-н Рудой. - Но теперь наши отношения с Одесским портом сильно отличаются от отношений с латвийским портом. И не в пользу одесситов. Политика государства здесь, понятно, не имеет никакого значения.

По признанию организаторов TransBaltica 2002 - Рижской школы менеджеров, - транспортная конференция традиционно считается самой сложной. Однако в этом году мероприятие удалось. О чем, собственно, и свидетельствуют отклики более 200 ее участников. Общий настрой высказываний таков: "Интересно. Конструктивно. Содержательно", передает Автотрансинфо со ссылкой на латвийскую газету "Час".
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions