+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.08.2017 09:23:00
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Развитие безналичной оплаты – важный шаг для борьбы с китайским теневым турбизнесом

В I полугодии 2017-го по российско-китайскому безвизовому групповому обмену с Санкт-Петербурга начали свое путешествие 52 тыс. китайских туристов (+136%). С Москвы знакомство с Россией начали 128 тыс. китайских гостей (+21%). Поток китайских туристов в Россию стабильно растет. Параллельно с этим компании, которые предлагают гражданам КНР туры «за ноль долларов», продолжают работать в России, нанося вред российскому турбизнесу. В результате их деятельности из страны выводится около полумиллиарда долларов в год без налоговых отчислений. Сувенирные, янтарные магазины и рестораны, которыми владеют граждане КНР, предлагают туристам свои услуги по завышенным в несколько раз ценам. Таким образом, туристы из Поднебесной тратят в среднем $1,5 тыс. за одну поездку. О том, как бороться с расширением китайского теневого турбизнеса в России рассказала исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка.
Развитие безналичной оплаты – важный шаг для борьбы с китайским теневым турбизнесом
– Светлана Владимировна, гиды Санкт-Петербурга сообщают о том, что большинство китайских ресторанов города принадлежат китайским предпринимателям. Так ли это?
– Ресторанами китайской кухни часто владеют китайцы, грузинские кафе управляются выходцами из Грузии, заведения испанской или французской кухни зачастую принадлежат европейцам соответствующих стран. И в этом нет ничего удивительного. Инвестиции – дело хорошее. Однако стоит обращать внимание на то, ведется ли бизнес в соответствии с законом, платит ли он налоги, оказывает ли услуги качественно. Если нет – тогда возникает ситуация недобросовестной конкуренции, наносящей вред отрасли, казне и впечатлениям туристов от страны. В разговорах о китайских ресторанах или китайских отелях у некоторых наших коллег, и даже чиновников, звучат нотки, оставляющие неприятный привкус бытовой нетерпимости. Нет нужды говорить, чем это опасно. Проблема не в этносе, а в исполнении законов. Почему они не выполняются, почему не работает система государственного контроля за соблюдением налогового законодательства и качества предоставляемых услуг, а чиновники пассивны в законодательных инициативах – вопрос точно не к китайцам.

– Много ли в Москве и Петербурге китайских ресторанов, работающих по серым схемам? Когда в заведении меню не предоставляется, а заказ китайская турфирма совершает заранее?
– Не секрет, что питаться китайские туристы предпочитают в ресторанах привычной для них острой и пряной кухни, а традиционные русские блюда пробуют один-два раза за поездку. Причем адаптированная к европейским вкусам азиатская кухня тоже не приходится по вкусу туристам. Спрос рождает предложение и привлекает, в том числе, недобросовестных участников рынка. Заведение общепита, в котором посетителю не предоставляется фискальный чек, прямо нарушает закон, ведь таким образом оно скрывает доходы, уклоняясь от уплаты налогов. Тогда это вопрос к налоговой полиции. Если предоставляемые услуги ненадлежащего качества, то это вопросы к Роспотребнадзору, государственному органу, наделенному полномочиями контроля подобных заведений. Представители туроператорских компаний Москвы и Санкт-Петербурга сообщают о нескольких подобных заведениях. Возможно, их не более пяти. Тем более непонятно, почему до сих пор ничто не мешает их работе.

– Как сувенирные и янтарные магазины существуют с в несколько раз завышенной наценкой и закрытым доступом для всех тех, кто не является китайским туристом?
– Действительно, самые очевидные случаи обмана туристов можно встретить в сфере торговли. Совсем недавно представителям СМИ Москвы и Санкт-Петербурга удалось попасть в магазины, продающие ювелирные изделия по завышенным в несколько раз ценам и убедиться, что в таких псевдоторговых точках посетитель не получает ни сертификата подлинности, ни чека. Насколько я знаю, после этих публикаций реакции контролирующих органов не последовало.

– Как с такими магазинами и ресторанами борются заграницей?
– Такие магазины – это ведь просто торговые предприятия, нарушающие закон. Неважно, кого они обманывают: иностранных туристов или соотечественников, закон един для всех. Налоговые преступления очень жестко наказываются во всем мире, тут сложно кого-то выделить. В то же время, в самом Китае в ряде провинций действуют упреждающие законы: тургруппы запрещено заводить в любые сувенирные магазины. Проблема серых схем возникла во многих странах, Россия здесь не исключение. Внутренний туризм Китая страдает той же болезнью.

– В феврале – марте текущего года российские операторы говорили о том, что готовят предложения по изменению туристического законодательства, чтобы ограничить возможность работы китайского теневого рынка. Есть ли уже какие-то конкретные предложения, проекты?
– Это вопрос комплексных мер. Нужно создавать действующую систему контроля, чтобы тургруппу и приписанного к ней гида можно было бы прямо в пути проверить на соответствие маршруту. Для этого и то, и другое должно появиться в системе, доступной той же полиции. «Мир без границ» направил в Ростуризм свои предложения, как прописать эти меры в новом варианте межправительственного соглашения о безвизовых групповых поездках, который сейчас обсуждается российской и китайской сторонами. Эти меры не решат проблему полностью, но создадут базу для контроля. В системе, к примеру, будет жестко прописано имя аккредитованного российского гида, маршрут следования, название гостиницы, в которой будет размещена группа.

– Какие меры необходимо предпринять в борьбе с китайским теневым турбизнесом?
– В первую очередь необходимо активизировать налоговые проверки. Если в России ведется коммерческая деятельность, то она должна приносить поступления в бюджет. И это второй вопрос: что мы знаем о доходах китайского потока, чтобы судить об убытках с него? Если мы видим, что только отельное хозяйство Санкт-Петербурга получило от китайского потока, по данным «Мира без границ», порядка 1 млрд руб. в 2016 году, то надо понимать, адекватно ли эта цифра отражена в бюджете Санкт-Петербурга. То же самое с транспортниками, объектами показа, туроператорами, гидами, которые тоже ведут коммерческую деятельность. Эмоции в сторону – нужно начинать с себя.
С 2014 года ассоциация «Мир без границ» развивает программу China Friendly, все участники которой предоставляют китайским туристам доступ к их национальной платежной системе UnionPay. Можно назвать это удобством, но дело не только в комфорте. Через карточку UnionPay вы не «прокатаете» за 1 млн руб. янтарный камешек, реальная стоимость которого 20 тыс. руб. Развитие безналичной оплаты – важный шаг для борьбы с теневым бизнесом, который весь работает за черный нал.

– Сколько, по вашим оценкам, китайских турфирм, которые предлагают китайским туристам так называемые туры «за ноль долларов» в российские города?
– Затруднительно посчитать «турфирмы», которые не имеют не то что юридического лица, но состоят из одного-двух человек, которые и проворачивают схему по договоренности с направляющей китайской компанией. Судя по самочувствию российских туроператоров, доля таких теневиков неуклонно растет, это очень тревожная тенденция.

Беседовал Шант Даниелян

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions