+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.08.2017 09:23:00
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Развитие безналичной оплаты – важный шаг для борьбы с китайским теневым турбизнесом

В I полугодии 2017-го по российско-китайскому безвизовому групповому обмену с Санкт-Петербурга начали свое путешествие 52 тыс. китайских туристов (+136%). С Москвы знакомство с Россией начали 128 тыс. китайских гостей (+21%). Поток китайских туристов в Россию стабильно растет. Параллельно с этим компании, которые предлагают гражданам КНР туры «за ноль долларов», продолжают работать в России, нанося вред российскому турбизнесу. В результате их деятельности из страны выводится около полумиллиарда долларов в год без налоговых отчислений. Сувенирные, янтарные магазины и рестораны, которыми владеют граждане КНР, предлагают туристам свои услуги по завышенным в несколько раз ценам. Таким образом, туристы из Поднебесной тратят в среднем $1,5 тыс. за одну поездку. О том, как бороться с расширением китайского теневого турбизнеса в России рассказала исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка.
Развитие безналичной оплаты – важный шаг для борьбы с китайским теневым турбизнесом
– Светлана Владимировна, гиды Санкт-Петербурга сообщают о том, что большинство китайских ресторанов города принадлежат китайским предпринимателям. Так ли это?
– Ресторанами китайской кухни часто владеют китайцы, грузинские кафе управляются выходцами из Грузии, заведения испанской или французской кухни зачастую принадлежат европейцам соответствующих стран. И в этом нет ничего удивительного. Инвестиции – дело хорошее. Однако стоит обращать внимание на то, ведется ли бизнес в соответствии с законом, платит ли он налоги, оказывает ли услуги качественно. Если нет – тогда возникает ситуация недобросовестной конкуренции, наносящей вред отрасли, казне и впечатлениям туристов от страны. В разговорах о китайских ресторанах или китайских отелях у некоторых наших коллег, и даже чиновников, звучат нотки, оставляющие неприятный привкус бытовой нетерпимости. Нет нужды говорить, чем это опасно. Проблема не в этносе, а в исполнении законов. Почему они не выполняются, почему не работает система государственного контроля за соблюдением налогового законодательства и качества предоставляемых услуг, а чиновники пассивны в законодательных инициативах – вопрос точно не к китайцам.

– Много ли в Москве и Петербурге китайских ресторанов, работающих по серым схемам? Когда в заведении меню не предоставляется, а заказ китайская турфирма совершает заранее?
– Не секрет, что питаться китайские туристы предпочитают в ресторанах привычной для них острой и пряной кухни, а традиционные русские блюда пробуют один-два раза за поездку. Причем адаптированная к европейским вкусам азиатская кухня тоже не приходится по вкусу туристам. Спрос рождает предложение и привлекает, в том числе, недобросовестных участников рынка. Заведение общепита, в котором посетителю не предоставляется фискальный чек, прямо нарушает закон, ведь таким образом оно скрывает доходы, уклоняясь от уплаты налогов. Тогда это вопрос к налоговой полиции. Если предоставляемые услуги ненадлежащего качества, то это вопросы к Роспотребнадзору, государственному органу, наделенному полномочиями контроля подобных заведений. Представители туроператорских компаний Москвы и Санкт-Петербурга сообщают о нескольких подобных заведениях. Возможно, их не более пяти. Тем более непонятно, почему до сих пор ничто не мешает их работе.

– Как сувенирные и янтарные магазины существуют с в несколько раз завышенной наценкой и закрытым доступом для всех тех, кто не является китайским туристом?
– Действительно, самые очевидные случаи обмана туристов можно встретить в сфере торговли. Совсем недавно представителям СМИ Москвы и Санкт-Петербурга удалось попасть в магазины, продающие ювелирные изделия по завышенным в несколько раз ценам и убедиться, что в таких псевдоторговых точках посетитель не получает ни сертификата подлинности, ни чека. Насколько я знаю, после этих публикаций реакции контролирующих органов не последовало.

– Как с такими магазинами и ресторанами борются заграницей?
– Такие магазины – это ведь просто торговые предприятия, нарушающие закон. Неважно, кого они обманывают: иностранных туристов или соотечественников, закон един для всех. Налоговые преступления очень жестко наказываются во всем мире, тут сложно кого-то выделить. В то же время, в самом Китае в ряде провинций действуют упреждающие законы: тургруппы запрещено заводить в любые сувенирные магазины. Проблема серых схем возникла во многих странах, Россия здесь не исключение. Внутренний туризм Китая страдает той же болезнью.

– В феврале – марте текущего года российские операторы говорили о том, что готовят предложения по изменению туристического законодательства, чтобы ограничить возможность работы китайского теневого рынка. Есть ли уже какие-то конкретные предложения, проекты?
– Это вопрос комплексных мер. Нужно создавать действующую систему контроля, чтобы тургруппу и приписанного к ней гида можно было бы прямо в пути проверить на соответствие маршруту. Для этого и то, и другое должно появиться в системе, доступной той же полиции. «Мир без границ» направил в Ростуризм свои предложения, как прописать эти меры в новом варианте межправительственного соглашения о безвизовых групповых поездках, который сейчас обсуждается российской и китайской сторонами. Эти меры не решат проблему полностью, но создадут базу для контроля. В системе, к примеру, будет жестко прописано имя аккредитованного российского гида, маршрут следования, название гостиницы, в которой будет размещена группа.

– Какие меры необходимо предпринять в борьбе с китайским теневым турбизнесом?
– В первую очередь необходимо активизировать налоговые проверки. Если в России ведется коммерческая деятельность, то она должна приносить поступления в бюджет. И это второй вопрос: что мы знаем о доходах китайского потока, чтобы судить об убытках с него? Если мы видим, что только отельное хозяйство Санкт-Петербурга получило от китайского потока, по данным «Мира без границ», порядка 1 млрд руб. в 2016 году, то надо понимать, адекватно ли эта цифра отражена в бюджете Санкт-Петербурга. То же самое с транспортниками, объектами показа, туроператорами, гидами, которые тоже ведут коммерческую деятельность. Эмоции в сторону – нужно начинать с себя.
С 2014 года ассоциация «Мир без границ» развивает программу China Friendly, все участники которой предоставляют китайским туристам доступ к их национальной платежной системе UnionPay. Можно назвать это удобством, но дело не только в комфорте. Через карточку UnionPay вы не «прокатаете» за 1 млн руб. янтарный камешек, реальная стоимость которого 20 тыс. руб. Развитие безналичной оплаты – важный шаг для борьбы с теневым бизнесом, который весь работает за черный нал.

– Сколько, по вашим оценкам, китайских турфирм, которые предлагают китайским туристам так называемые туры «за ноль долларов» в российские города?
– Затруднительно посчитать «турфирмы», которые не имеют не то что юридического лица, но состоят из одного-двух человек, которые и проворачивают схему по договоренности с направляющей китайской компанией. Судя по самочувствию российских туроператоров, доля таких теневиков неуклонно растет, это очень тревожная тенденция.

Беседовал Шант Даниелян

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions