– Вероятность того, что Великобритания снимет ограничения, довольно высока – примерно 99%. Другой вопрос – надолго ли? Дело в том, что Великобритания уже частично снимала ограничения в прошлом году, но при появлении штамма «омикрон» вновь вела, причем даже более строгие ограничения. Так, по прилете в Великобританию пассажир должен был пройти повторный тест и карантин за свой счет.
Предпосылки я вижу не в том, что был какой-то там скандал, на котором пиарились некоторые журналисты. Почему-то больше внимания скандалу уделили российские СМИ. В деловом мире мы видим более прагматичный подход и громкие заявления авиакомпаний, пострадавших от ограничений. Борис Джонсон и его кабинет находятся под сильным давлением перевозчиков, таких как British Airways, easyJet, ирландской Ryanair, и их голоса звучат громче, чем муссирование слухов про вечеринку без масок. С их точки зрения, ограничения совершенно бестолковые. Глава Ryanair, известный своей прямотой, назвал ограничения «фигней» после того, как его пассажиры были помещены под карантин на 14 дней. Эти авиакомпании инициировали судебное разбирательство против правительства Великобритании за введение ограничительных мер без особых оснований. Это сильный фактор, который является предпосылкой для снятия ограничений.
– Какие еще страны, по Вашим наблюдениям и предположениям, могут решиться на подобный шаг в ближайшее время? Что этому поспособствует?
– В настоящее время наиболее строгие ограничения, помимо Китая, действуют в Австралии. Там даже передвижение между штатами ограниченно, хотя из отдельных штатов с низким уровнем заражений выполняются полеты в Европу и другие регионы. В большинстве развитых стран уровень вакцинации позволил достичь коллективного иммунитета, и именно они первыми начнут снимать ограничения. А вот в Китае ограничения вряд ли снимут до начала зимней Олимпиады.
– Повлияют ли заявления Бориса Джонсона на рост пассажиропотока в Великобританию из других стран как до 25 января, так и после?
– Конечно, именно ограничения сегодня являются препятствием для посещения этой страны – как с деловыми, так и с туристическими целями. Однако росту пассажиропотока могут помешать другие факторы: нехватка пилотов, погода, санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране отправления. Конец января – начало февраля, как правило, являются наиболее сложными месяцами для авиационной отрасли. Этого шага с нетерпением ожидают во многих странах, связанных с Великобританией культурно, политически и экономически.
– Обратят ли российские туристы пристальное внимание на это государство, или же Великобритания большим спросом у граждан РФ в принципе не пользовалась, если говорить об отдыхе?
– Действительно, Великобритания никогда не пользовалась популярностью с точки зрения массового туризма. Тем не менее есть прослойка желающих ее посетить. Но не думаю, что таковых будет больше, чем до пандемии. Это определенный класс людей. Чаще всего – студенты, изучающие английский язык, предприниматели, ищущие новые возможности для своего бизнеса или ведущего его в этой стране. Как правило, и те и другие совмещают туризм с другими целями.
– Как россияне отреагируют, если коронавирусные ограничения в Великобритании будут отменены, а в России, напротив, сохранят силу или даже усилятся?
– Подавляющее большинство не заметит снятия ограничений в Великобритании, а вот если они ужесточатся в России, то волна недовольства по соцсетям пройдет, но не более того. Сейчас у россиян много других забот, а к ограничениям они уже привыкли.
– Ваше мнение: Великобритания очень сильно торопится и даже может стать посмешищем, или же другим странам пора брать пример с королевства?
– Нет, Великобритания не торопится. Скорее, наоборот: она неоправданно затянула этот шаг. Политики, причем не только в Великобритании, с самого начала увлеклись «чрезвычайщиной» в страхе потерять свои кресла. Чрезмерные меры предосторожности уже нанесли вред экономике – куда больший, чем можно было представить. Особенно пострадала транспортная отрасль. Обанкротилось несколько десятков авиакомпаний, люди потеряли работу. При этом ни один политик, отвечающий за введение ограничений, не пострадал и даже не сократил себе зарплату. Соединенное королевство определенно не станет посмешищем. Но стоит ли брать с нее пример – это нужно смотреть по ситуации в собственной стране. Каков уровень вакцинации, насколько оказалась эффективной вакцина, каков уровень трансграничных заражений. Исходя из этого уже и следует принимать решения – без перегибов, но и без послаблений.
Беседовал Степан Ратников