• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.99 0 EUR ЦБ РФ 83.12 0
    BTC 55607.26 usd BTC 3997049.85 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2016 10:42:00
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Особые экономические зоны – оплот для импортозамещения

На панельной дискуссии «Особые экономические зоны России. Новый этап в развитии проекта и регионов», прошедшей в рамках IX Петербургского международного инновационного форума, представители крупнейших ОЭЗ страны отметили целый ряд достижений. К ним, в частности, были отнесены кластерный принцип построения зон, вовлеченность руководителей регионов как главный драйвер развития, а также начавшийся процесс самостоятельной эволюции. В то же время в перечне рисков фигурировали, к примеру, существенные затраты на инфраструктуру, уменьшение региональных бюджетов и усиление конкуренции. С дополнительными вопросами корреспондент РЖД-Партнера обратился к генеральному директору ОЭЗ промышленно-производственного типа «Тольятти», советнику губернатора Самарской области Алексею Пахоменко.
Особые экономические зоны – оплот для импортозамещения
– Алексей Владимирович, как известно, в мае 2016-го президент России Владимир Путин распорядился остановить работу десяти особых экономических зон страны ввиду их низкой экономической эффективности. В связи с этим нельзя не спросить, в чем секрет успеха вашей ОЭЗ?

– Нам в большей степени повезло, т.к. мы изначально были обеспечены деньгами. Во-вторых, у нас сразу подобралась команда, которая способна реализовать этот проект. Помогла и огромная настойчивость со стороны региональных властей и лично губернатора. Плюс Минэкономразвития всегда оказывало поддержку и сопровождало нас. Вот основные факторы, если коротко.

– Ваши коллеги сходятся во мнении, что так называемый отбор ОЭЗ в России уже состоялся. Выходит, в ближайшие годы ни чью деятельность больше не остановят?

– Я не отвечаю за все особые экономические зоны в стране. Но, например, глядя на другие ОЭЗ, работающие рядом с нами, могу сказать, что это очень надежные команды людей с достойными показателями. И они совершенно точно никогда не будут закрыты и продолжат демонстрировать хорошие результаты. А те, кто не смог выполнить свои задачи, с течением времени из обоймы уже выпали.

– Ваша ОЭЗ, учитывая ее приближенность к «АвтоВАЗу», наверняка связана с автомобильным транспортом?

– Да, связана. Изначально наша стратегия была такая: на первом этапе к нам заходили автокомпонентные компании, поскольку мы близко – буквально в 1 км – расположены к производственным цехам «АвтоВАЗа» (теперь следует говорить уже об альянсе Renault-Nissan и GM-АвтоВАЗе). Логистика диктовала свои условия. Но со временем пошел кризис – мы увидели другие тенденции. Во-первых, все автокомпонентные компании, которые зашли к нам и считали своим основным потребителем «АвтоВАЗ», начали из-за валютных разниц ориентироваться на экспорт. И это очень хорошо, т.к. компании обеспечили себе живучесть, благодаря чему мы наращиваем обороты и вносим свой вклад в общую долю экспорта страны. Вторая тенденция заключалась в том, что вслед за автокомпонентными пришли компании, не связанные с автомобилестроением. Здесь мы уже выполняем функцию диверсификации. В частности, в этом году запускаем две компании из других отраслей.

– Говоря о новых трендах развития ОЭЗ в стране, какие очевидные плюсы и минусы можете выделить?

– Сейчас происходит перезапуск. Проект получает развитие на новом уровне. Причем развитие революционное и поступательное, что остается только приветствовать. Минусы, конечно, есть, но они все проанализированы и широко опубликованы. Главное здесь в том, что Минэкономразвития сделал правильные выводы – болезни детского периода признаны и активно исправляются. И это можно считать самым большим достижением за десятилетнюю историю ОЭЗ в России. А основные плюсы в том, что особые экономические зоны, в первую очередь промышленно-производственного типа, являются оплотом для локализации производств и импортозамещения. Они эту функцию выполняют, соответствующая инфраструктура имеется. Говорю не только про «Тольятти», но и про «Алабугу», «Липецк», «Моглино», «Титановую долину», которые серьезно набирают обороты. Названные площадки являются универсальными и позволяют в очень короткий период при низких капитальных затратах развернуть любое производство, чем и интересны стране в свете задач по импортозамещению.

Беседовал Степан Ратников

Фото Степана Ратникова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions