• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 74.89 -0.09 EUR ЦБ РФ 84.82 0.34
    BTC 57476.88 usd BTC 4260761.11 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.11.2021 17:43:59
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Планы энергетиков: сначала битва с углеродным следом, потом – с громкими заявлениями

К 2040 году, то есть менее чем через 20 лет, потребление энергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками, увеличится на 93% – такой прогноз дает аналитический центр при правительстве РФ. Около 50% прироста всего потребления энергии будут давать не нефтепродукты и даже не атом или газ, а возобновляемые источники энергии – солнце и ветер. Научный прогноз довел собеседника РЖД-Партнера до слез от смеха, он в заявления ученых и экономистов не верит.
Планы энергетиков: сначала битва с углеродным следом, потом – с громкими заявлениями
Рождение энергии. Не зеленой

Новый зеленый мир прекрасен, но фантастичен, говорит директор по маркетингу ООО «НГ-Энерго» Игорь Богданов. Но современные ТЭЦ, промышленные предприятия или транспорт не могут работать от ветра, солнца или даже дров.

«Сегодня зеленую энергетику продвигают, постоянно говорят о необходимости внедрения возобновляемых источников энергии. Но реальному сектору экономики нужны не слова, а надежная система энергоподачи, которая будет работать при любых условиях», – говорит бизнесмен.

В числе экологически чистых могла бы оказаться электростанция, работающая от любой товарной сырой нефти. Она не только способна производить энергию при любой погоде, но и не оставляет углеродный след, так как не нуждается в переработке. То есть сырая нефть не наносит переработкой вред экологии, заявляет И. Богданов.

«Электростанции на тяжелых видах топлива не требуют замены масла, оно нужно только на долив. А это значит, что электростанции, работающие на сырой нефти, почти не оставляют углеродный след. То есть он ничтожно мал. Да, такие двигатели дороже, но они надежнее, долговечнее, и экономический эффект от них гораздо выше», – поясняет эксперт.

Но с высоких трибун говорят не об экономически рассчитанном экопереходе, а делают популистские заявления, добавляет он. Разговор о будущем энергетики идет на петербургском заводе, который на рынке существует последние 15 лет: предприятие третью пятилетку строит электростанции, которые вырабатывают энергию в том числе и в условиях Крайнего Севера. Одна из отличительных особенностей петербургских станций – технология покраски блок-модуля.

«Электростанции работают в тяжелых климатических условиях. Если краска облезет, то блок-модуль потеряет несущую способность», – говорит И. Богданов

Современная электростанция работает почти без прямого участия человека, на пике спроса – модели автономные, способные работать под удаленным контролем. Однако спрос на них подстегнула не пандемия, а влияние экономики: оплачивать труд человека, который следил бы за исправностью аппаратуры, – лишние расходы.

Уйти не прощаясь: дизель, газ, нефть

Электростанции, работающие на природном газе, не экологичнее тех, что работают, например, на дизеле, заявляет собеседник РЖД-Партнера. В доказательство своих слов он приводит математические расчеты.

«Дизельное топливо почти в два раза дороже, чем нефть и мазут. И оно, согласно современным требованиям, признано самым неэкологичным. И при этом самым экономичным при обслуживании станции. Но внезапно важной стала не экономика, а фактор экологичности. И теперь им руководствуются при выборе. Уверен, битва все же идет не за экологию, а за деньги», – рассуждает И. Богданов.

Заявления с высоких трибун заставляют ведущих производителей не столько работать над экономикой производства энергии, сколько заниматься борьбой с углеродным следом, о котором еще пару лет назад никто даже не догадывался. И теперь эксперты спорят не только о газе и нефти, но и о экономичности использования водорода – на этот вид топлива планируют переводить не только энергетику, но и транспорт.

«Сторонники чистой энергетики умудрились даже водород поделить на несколько видов: зеленый, голубой и даже коричневый. От этого разделения проще не стало, да и производителей водорода больше не стало», – говорит И. Богданов.

Импортозамещение в эпоху четвертого энергоперехода

А между тем российским энергетикам мало выбрать вид топлива – им еще надо закупить оборудование. На заводе под Санкт-Петербургом используют две модели генераторных установок, но обе иностранного производства. Английская Cummins работает на газе и дизеле, а корейская Hyundai Heavy Industries – на газе, дизеле или тяжелом топливе. И обе за последний год значительно подорожали, а отечественных аналогов нет.

«В России вообще нет технологий, обеспечивающих надежность генераторной установки, единичная мощность которой превышает 1 МВт. Мы искали, но оборудование с такими параметрами КПД, ресурса, конечной стоимости и мощности у российских производителей найти не удалось», – продолжает И. Богданов.

Есть дизель-генераторные установки малой мощности, до 500 кВт. Но оборудование от отечественного производителя не обходится дешевле. Экономику пробивает замена комплектующих.

И главное отличие иностранных электростанций от отечественных: производители Старого и Нового Света, а также Азии готовятся к четвертому энергопереходу. Российские пока только наблюдают, они уверены: солнце и ветер не могут обеспечить работоспособность предприятий и заводов на пиковых нагрузках.

«Ветрогенерация и солнечная энергетика не могут вырабатывать энергию, когда нет солнца или ветра и даже когда солнце очень яркое, а ветер очень сильный. То есть им нужна стабильность. А это значит, что отказаться от традиционной энергетики невозможно», – продолжает эксперт.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions