+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.09.2021 09:20:49
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Паника в условиях роста. Цены на стройматериалы угрожают жилищному и коммерческому строительству

Цены на металл начали свое восхождение в 2020 году, по данным Минстроя, металл в среднем по России подорожал на 80%. Статистика Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) показывает, что в отдельных регионах они увеличились на 100%. А в Межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования «Синергия» и вовсе заявляют, что скачок цен на алюминий, сталь, чугун в тот год был на 150%. Это могло бы стать «олимпийским» рекордом, но в 2021 году цены на все стройматериалы начали движение вверх.
Что нам стоит дом построить?

Цены на металл не остановили свой рост и в 2021 году: только в I квартале железорудный концентрат и лом черных металлов подорожали вдвое, это потянуло за собой рост цен на арматуру. «О проблеме взрывного роста стоимости изделий из металла рынок сигнализировал давно и даже был готов к незначительному подорожанию. Но 50% подорожание арматуры стало, конечно, сюрпризом», – признается заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург» Александр Свинолобов.

Генеральный директор торговой сети «Технониколь» Анатолий Нестеров показывает статистику за минувшие полгода. Судя по документу, цены не намерены останавливать свое восхождение: каменная вата за первые 6 месяцев 2021 года выросла в цене на 70%, теплоизоляционные плиты PIR подорожали на 82%, стекловолокно – на 100%, но больший рост показали ориентированно-стружечные плиты, цена на них за минувшие полгода подскочила сразу на 250%. А вот древесина подорожала, в среднем за последние полгода, на 200%. «Товаров, на которые не поднималась бы цена с начала года, нет – цены выросли на все. Без исключений», – отмечает Нестеров.

В этом году выросли в цене древесные плиты, обрезные доски и металлочерепица, а также утеплители на основе каменной ваты и экструзионного пенополистирола, еврошифер. Стоимость стекла выросла примерно на 20%. Между тем Артем Орешко, директор по строительству ГК «Ленстройтрест», заявляет, что цены на большинство позиций строительных материалов уже достигли исторического максимума. Но они все равно упорно ползут вверх. По его данным, тонна меди в I квартале 2021 года стоила около $9 тыс., год назад ее стоимость была на уровне $4,5 тыс. Причем наиболее резкий скачок цен в категории медьсодержащих изделий: кабельная продукция за год подорожала на 24%, медные трубы прибавили в цене 21%.

Считаем на пальцах: пандемия + льготная ипотека + тарифы на перевозку

Д. э. н. Александр Цыганов в бессилии разводит руками. Он – профессор, заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финуниверситета при правительстве России, но его знаний не хватает найти хоть одну причину для снижения стоимости стройматериалов. А вот причин для роста он может назвать сразу несколько.

Первая: росту цен способствовал коронавирус и борьба с ним. Строительные заводы, которые не работали по соцзаказам, остановились. Борьба с коронавирусом привела к дефициту гастарбайтеров: они ушли и не вернулись. А столь дешевых рабочих, как оказалось, некем заменить. К началу 2021 года на стройках стало почти в 2 раза меньше рабочего персонала, объясняет директор по строительству ГК «Ленстройтрест» Артем Орешко.

Вторая причина роста цен на жилой квадрат – льготная ипотека и рост спроса. Потребитель-2020 вкладывал деньги в недвижимость: и в «квадрат» многоэтажной новостройки в черте города, и в жилье в пригороде. «Горожане, чтобы переждать пандемию, стремятся провести отпуск за городом. А самоизоляция и удаленный режим позволили работать и учиться в дистанционном формате», – отмечает профессор Финансового университета при правительстве России Александр Цыганов.

Причем Россия вписалась в мировой тренд. «Темпы строительства частных домов в сегменте коттеджного и малого строительства исторического максимума достигли не только в России, но и в ряде европейских стран», – объясняет генеральный директор торговой сети «Технониколь» Анатолий Нестеров. Со слов эксперта, производители стройматериалов в начале этого года стали сравнивать свои доходы при экспорте и реализации на внутреннем рынке. Российский потребитель проиграл.

«Современные российские производители ориентируются на мировые цены. В 2020 году курс рубля серьезно снижался на фоне падения цен на нефть и пандемии. Например, проблемы роста цен на металл вызвали горячую дискуссию представителей правительства и промышленников, которых обвинили в «нахлобучивании» государства на 100 млрд руб.», – продолжает перечислять причины для роста цен на стройматериалы профессор Александр Цыганов.

По мнению профессора, нестабильность национальной валюты стала третьей причиной. Участники рынка с доводами теоретика согласны: петербургская строительная компания «Бонава» импортирует из Скандинавии системы рекуперации тепла, аналогов которым в России нет:

«Радиаторы, поставляемые из Европы, подорожали с июня-2020 на 18%. В целом рост стоимости импортной продукции составил 10–20%. При этом мы идем по пути минимизации затрат и стараемся внедрять отечественную продукцию при условии сопоставимого качества производства и отсутствия рисков в доставке. Правда, и локализованная продукция выросла в цене», – отмечает А. Свинолобов.

Остановить в рывке

«Вопрос, как избежать взрывного роста цен на стройматериалы, наверное, сформулирован неправильно», – отвечает Антон Мороз, вице-президент НОСТРОЯ. Эксперт терпеливо объясняет: то, что заставило цены подняться, должно их и опустить. «Нет денег – никто покупать не будет. Рост стоимости стройматериалов может оставить только падающий спрос. В рыночной экономике избегать чего-либо или регулировать нецелесообразно. Рынок сам себя направит в нужное русло, и цена тоже отрегулируется. Больше надо говорить о том, какие механизмы существуют для того, чтобы можно было встроиться в рыночные механизмы, в том числе и при росте стоимости строительных материалов», – говорит вице-президент НОСТРОЯ.

Полный текст материала можно прочитать в журнале № 1 журнала Смарт-Партнер Индустрия по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions