Как сообщил представитель международной консалтинговой фирмы PriceWaterhouseCoopers и в прошлом еврочиновник Паоло Гуглиелминетти, новыми приоритетами транспортной политики стали экология, дигитализация и военная мобильность, причем на последнюю может быть выделено €6,5 млрд в 2021–2027 гг. Министр сообщения Латвии Улдис Аугулис подтвердил, что в данный момент обсуждаются ключевые показатели доступности транспортной инфраструктуры для военных перевозок. В том числе несущая способность мостов и возможности портов принимать военные грузы.
Латвийские порты и литовская Клайпеда традиционно используются для доставки тяжеловесных и крупногабаритных грузов в страны, своих портов не имеющие, например, в Белоруссию, а в последнее время и Центральную Азию, куда активно начинает поставляться промышленное и энергетическое оборудование из Европы и США. Крупным заказчиком таких перевозок становится Узбекистан, который только на развитие энергетики намерен потратить свыше $5 млрд, что потребует завоза большого количества оборудования, которое традиционно производят всего несколько стран, в том числе Германия и США.
Маршруты для тяжеловесных перевозок тщательно планируются и дорого стоят, потому что нередко для доставки энерготурбин или промышленных емкостей и аппаратов даже приходится строить специальные дороги или пристани (при использовании рек). Чем короче путь до объекта монтажа – тем меньше затраты на перевозку. Поэтому в российский Кингисепп в прошлом году импортное оборудование завозилось через эстонскую Нарву…
В доставке тяжеловесных и крупногабаритных грузов Латвия имеет большой опыт, а спрос сейчас растет, и речь идет, помимо промышленного оборудования, также о транспортном – например, новых трамваях, вагонах или карьерной технике. Например, заходы трансатлантической линии Atlantic Ro-Ro Carrier Inc в глубоководный латвийский порт Вентспилс, минуя промежуточный пункт в Роттердаме, позволяют за 2 недели доставлять тяжеловесные грузы из Балтимора, Хьюстона, Нью-Орлеана, Тампа, Нью-Йорка в США, из Монреаля и Сорреля в Канаде. Таким образом достигается экономия времени минимум в неделю только на морском фрахте, а высокая скорость обработки в порту и возможность загрузить часть груза в контейнеры, часть на железнодорожные платформы экономит деньги клиента и обеспечивает максимальную сохранность дорогостоящей техники. Таким образом, например, доставлялись карьерные экскаваторы Caterpiller в Красноярский край, зерноуборочные комбайны John Deer в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан.