Например, вы купили зимой по распродаже билет на лето в Сочи за 2 тыс. руб. За пару недель до рейса авиакомпания видит, что самолет уже полон, но продает ваше место заново другому пассажиру, уже по летней цене в 5–7 тыс., после чего попросту отменяет ваш билет. Да, она вернет вам эти 2 тыс. руб., но вы за них в Сочи уже не улетите, ведь к лету цена поднялась. Вы останетесь с сорванной поездкой или потеряете существенные деньги, покупая новый билет и меняя планы.
Афишируемые «компенсации» пассажирам введены в проект лишь для отвода глаз и на практике окажутся ничтожными. Если прочесть проект внимательно, то окажется, что «Аэрофлот» предлагает высчитывать их от формального тарифа (минус таксы и сборы), а не от реальной цены билета. В том же билете в Сочи из 2 тыс. руб. реальной цены формальный тариф часто составляет всего пару сотен рублей, а остальное запрятано в сборах – топливных, аэропортовых и пр.
Следовательно, и компенсация составит всего несколько сотен рублей, и то только если авиакомпания откажет в перевозке менее чем за 2 недели до вылета. Более чем за 2 недели не будет и этой ничтожной компенсации. Причем давать аналогичные права пассажиру никто не собирается – он не сможет вернуть билет за 2 недели с возвратом денег или позднее с небольшим штрафом. Равно для отвода глаз и фразы проекта о том, что пассажир всегда сможет купить билет с гарантированным местом. Такой билет будет значительно дороже нынешних – точно так же, как резко подорожали багажные билеты после появления безбагажных тарифов.
Разумеется, никакого снижения средней цены билета не произойдет, совсем наоборот – она повысится с помощью вышеописанного механизма выкидывания с рейса пассажиров с дешевыми билетами и повторной продажи их мест. Вообще вряд ли можно вообразить, что «Аэрофлот» в здравом уме предлагает проект, по которому пассажиры станут платить ему меньше. Любая законотворческая инициатива авиакомпаний, будь то про безбагажные тарифы, урезание ручной клади, ввод невозвратных билетов и пр. – это всегда про то, чтобы пассажиры стали платить больше.
Предлагаемый проект – это полное бесправие пассажира и бесконтрольное всевластие авиакомпаний. Если законодатель действительно захочет защитить интересы пассажира, то следует ввести настоящие крупные компенсации за овербукинг, подобные действующим в Евросоюзе, где отказ в перевозке стоит авиакомпаниям от €250 до €600. И уравнять пассажира в правах с авиакомпанией: если перевозчик может отменить билет за 2 недели без штрафа, то и пассажир должен иметь такую возможность даже по невозвратному тарифу.
Автор: Юрий Плохотниченко, транспортный редактор Travel.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.