+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2021 14:09:23
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Террористы совершенствуют формы и методы атак на транспорт и инфраструктуру, и мы должны быть к этому готовы

По мнению международных экспертов, до 70% террористических актов совершены на объектах транспортной инфраструктуры или с использованием транспортных средств. Анализ наиболее резонансных из них позволяет сделать однозначный вывод: транспорт и транспортная инфраструктура по-прежнему остаются одними из основных объектов устремлений террористов. Тем более что за последние 5 лет они составили порядка 25% случаев совершения наиболее резонансных террористических атак.
Террористы совершенствуют формы и методы атак на транспорт и инфраструктуру, и мы должны быть к этому готовы
Транспортный комплекс исторически находился в поле зрения террористов вследствие привлекательности транспортной инфраструктуры ее человеческими, материально-техническими, технологическими и информационными ресурсами. Совершаемый на такого рода объектах теракт, как правило, вызывает мощное поражающее воздействие и широкий общественный резонанс.

Первый террористический акт, связанный с угоном самолета, был совершен в 1931 году в Южной Америке. В 1933 году впервые в истории гражданский авиалайнер одной из бельгийских авиакомпаний был уничтожен в результате подрыва пронесенной на борт бомбы. В 1950-х гг. подрывы бомб на бортах пассажирских самолетов стали настоящим бедствием для ряда авиакомпаний. Новый вызов мировому сообществу датирован 2001 годом, тогда террористы захватили четыре самолета и использовали их в качестве управляемых бомб, протаранив Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и здание Пентагона. Число жертв – почти 3 тыс. человек.

С 2016 года автотранспорт стал применяться как средство совершения терактов путем наезда на людей в местах их массового скопления. Подобные теракты были совершены в Ницце, Берлине, Лондоне… Для стран СНГ наиболее резонансные теракты имели место в 2009 г. – подрыв поезда «Невский экспресс», в 2010 г. – на станциях Московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры», в 2011 г. – в аэропорту Домодедово, в 2015 г. – взрыв на борту лайнера, выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург.

Сегодня фиксируется совершенствование форм и методов террористических акций. Транспорт становится не только объектом, но и орудием совершения терактов. Подрывы заминированных автомобилей и другого транспорта используются террористами-смертниками, к примеру, в Афганистане, Ираке, Сомали.

В этих условиях актуально формирование общих подходов к противодействию терроризму на транспорте в странах СНГ. С этой целью разработан ряд актов международного права, в том числе концепция антитеррористической деятельности. 6 ноября 2020 года подписано соглашение о трансграничных перевозках радиоактивных материалов между странами – участниками СНГ. На 2020–2022 гг. предусмотрено и на постоянной основе осуществляется взаимное информирование об угрозах терактов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, проходит обмен положительным опытом, технологиями и т. д.

В контексте развития взаимодействия подписан протокол о взаимодействии с координационным транспортным совещанием государств – участников СНГ. В соответствии с ним предусмотрены совместные учения, которые проводятся ежегодно. В текущем году центром запланировано проведение совместных антитеррористических учений «Каспий-антитеррор» на территории Казахстана. Планируется отработать мероприятия по обеспечению безопасности в пределах акватории Каспия.

Другой аспект – профильная специализация. В рамках подготовки специалистов по антитеррористической защищенности объектов транспорта АТЦ СНГ запущены программы обучения специалистов органов безопасности и спецслужб стран СНГ на базе учебного центра по авиационной и транспортной безопасности АО «Шереметьево-Безопасность» и Института национальной безопасности Республики Беларусь. Мы обучаем методам профайлинга, выявления потенциально опасных пассажиров, тактикам и способам ведения переговоров с захватчиками и т. д. Всего за последние 4 года по таким программам подготовлено и сертифицировано более 20 специалистов.

Отдельного внимания заслуживает изменение тактики и устремлений террористов в условиях распространения коронавируса. Несмотря на введение ограничений на перемещения между странами (что снизило риски терактов на транспорте), масочный режим сам по себе повышает привлекательность транспорта для террористических акций. В этих условиях наряду с традиционными видами контроля необходимо шире внедрять новейшие технологии поиска и распознавания потенциальных террористов в пассажиропотоке. Такие инструменты визуального контроля способны выявлять нестандартное поведение человека и сообщать об этом на пункт контроля.

Возникает необходимость использования новейших информационных технологий, позволяющих со временем сформировать интеллектуальную транспортную систему, интегрировать ее в существующую инфраструктуру безопасности. При этом мы должны быть готовы к нивелированию кибератак.

Еще один важный аспект – применение беспилотных летательных аппаратов. Их активно используют террористические организации в Ираке и Сирии, не исключается возможность применения роев таких устройств для атак на транспортные средства и инфраструктуру. Мы будем работать с этим вопросом и рассматриваем в 2021 году изменения в модельный закон безопасности на транспорте и проект рекомендаций по пресечению противоправных действий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions