Опыт эксплуатации таких магистралей показывает, что рост скоростей неизбежно связан с возрастанием расходов на строительство и содержание пути, уменьшением коэффициента сцепления колес с рельсами, ухудшением устойчивости движения поездов, увеличением уровня шумов, создаваемых поездом, наличием трудностей в регулировании движения на участках, сочетающих высокоскоростные и обычные поезда.
Увеличение скорости обычного железнодорожного транспорта свыше 400 км/ч связано с так называемым скоростным барьером. При таких скоростях движения сила сцепления колес с рельсами становится недостаточной для преодоления аэродинамического сопротивления движению, а увеличение удельной нагрузки на ось может привести к неоправданным затратам на путевое полотно.
Вместе с тем совершенно очевидно назрела необходимость в создании наземных транспортных технологий со скоростями движения более 500 км/ч.
Для преодоления скоростного барьера инженеры различных стран сосредоточили свой поиск на бесколесных системах. В результате разработок различных бесконтактных систем наземного транспорта, теоретических исследований, создания и испытания лабораторных моделей и опытных макетных экипажей было установлено, что наиболее полно требованиям экономного расходования энергии, бесшумности и малого загрязнения окружающей среды отвечает транспорт с магнитным подвесом (МП), линейным тяговым электроприводом и автоматизированной системой стабилизации его положения в пространстве.
Отличительной особенностью транспорта на магнитном подвесе является отсутствие традиционного колеса, выполняющего функции опоры, направления и передачи тягового усилия за счет сцепления с путевым полотном, а следовательно, и механического контакта подвижного состава с путевым полотном. Снимаются ограничения по уклонам, ускорению и замедлению, подвижной состав на магнитном подвесе преодолевает гораздо большие подъемы, чем колесный транспорт, и лучше вписывается в рельеф местности.
В новом виде транспорта резко падает нагрузка на путепровод и уменьшается его износ. По данным зарубежных специалистов, затраты на техническое обслуживание и ремонт пути у транспорта с МП составляют 15–20% аналогичных затрат железнодорожного транспорта.
Уровень шума транспорта на МП в 2–3 раза меньше, чем у традиционных видов транспорта. Поэтому новый вид транспорта может быть расположен в середине автодороги и/или в полосе отчуждения.
Эстакадно-тоннельная дорога дает возможность прокладывать трассу через центры городских агломераций, а междугородние скоростные железнодорожные линии прокладывать через города, совмещая транспортные путепроводы нового и традиционных видов транспорта. Такая прокладка выгодно отличается от проектов и построенных за рубежом скоростных железнодорожных линий, где последние минуют крупные города и железнодорожные узлы. Применение эстакады позволит использовать индустриальные методы при строительстве новой транспортной системы.
Мощность, потребляемая на электромагнитный подвес в наиболее распространенной электромагнитной системе МП, равна 1,0–1,5 кВт/т, что составляет до 5% мощности привода.
Величина общих удельных энергозатрат транспорта на электромагнитной системе МП при скоростях до 100–200 км/ч сравнима с энергопотреблением на рельсовом колесном транспорте. В зоне высоких скоростей энергопотребление транспорта на МП ниже на 10–12%, чем на железнодорожном.
Автор: Андрей Галенко, главный конструктор по транспорту на магнитном подвесе инженерно-научного центра «ТЭМП»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.