+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2015 11:37:48
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Росморречфлот подвел предварительные итоги навигации

Согласно предварительным итогам работы внутреннего водного транспорта, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в навигацию 2015 года было перевезено 111,3 млн т грузов различного назначения против 122,3 млн т в 2014-м. При этом объем внешнеэкономических грузов составил 23,3 млн т. К концу навигации многие речные порты не только не смогли преодолеть уровень перевозок прошлого года, но и снизили показатели.
 

Глубинные проблемы

В навигацию 2015 года администрации речных бассейнов, подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта, обслуживали 101,7 тыс. км внутренних водных путей. Причем более 60% от общей протяженности ВВП составляют безальтернативные водные пути, по ним перевозится 30% грузов.

В 2014 году потери речников из-за волжской проблемы (недостаточных глубин), по данным Минтранса, составили порядка 3 млрд руб.


Как сообщает Росморречфлот, содержание внутренних водных путей во многих бассейнах обеспечивалось в условиях продолжающейся в последние годы низкой водности, в связи с чем на основании статьи 77 КВВТ РФ администрациями бассейнов внутренних водных путей ограничения по осадке судов вводились в 10 бассейнах. В итоге на внутренних водных путях гарантированные габариты судовых ходов протяженностью 9251 км обеспечивались в Азово-Донском (260 км), Волжском (413 км), Байкало-Ангарском (109 км), Московском (1182км), Амурском (1473 км), Ленском (3558 км), Обском (391 км), Северо-Двинском (504 км), Енисейском (1001км) и Волго-Балтийском (360 км) бассейнах.


Наиболее сложные гидрологические условия, оказавшие значительное влияние на работу транспортного флота и, как следствие, на обеспечение объемов перевозки грузов, отмечались в Волжском, Азово-Донском и Ленском бассейнах. Согласно докладу комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), общие убытки судоходных компаний по итогам текущего года могут достичь 20 млрд руб. В нынешний навигационный сезон на Единой глубоководной системе европейской части РФ, на которую приходится 70–75% объема перевозок грузов внутренним водным транспортом, сложилась критическая ситуация. В 2015-м к традиционной проблеме недостаточных глубин Волги в районе Нижнего Новгорода добавился кризис на Нижнем Дону, вызванный обмелением Цимлянского водохранилища. «Путевые работы и ряд других мероприятий (в том числе проводка транспортного флота путейскими судами), проводимые в Азово-Донском бассейне, в условиях низкой водности и крайне ограниченных водных ресурсов Цимлянского водохранилища позволили в текущую навигацию создать условия для наименьших потерь объемов грузоперевозок», – сообщили в пресс-службе Росморречфлота.

Грузы и маршруты

Несмотря на сложную навигационную обстановку, в 2015 году был полностью обеспечен северный завоз жизненно важных грузов по госзаказу в объеме 1,7 млн т, в том числе доставлено 599,6 тыс. т угля и 616,2 тыс. т нефтепродуктов. Кроме того, в аналогичных неблагоприятных гидрологических условиях доставка крупногабаритного изделия ОАО «Калужский турбинный завод» по р. Оке до пункта назначения состоялась в запланированные сроки. Также по внутренним водным путям была осуществлена транспортировка крупногабаритных грузов и нестандартного оборудования – морского плавдока из Зеленодольска (Республика Татарстан) в Северодвинск, оборудования для нефтехимической промышленности в Уфу.

В рамках соглашения о сотрудничестве между администрацией Алтайского края, грузоотправителем (Бийский гравийно-песчаный карьер), грузоперевозчиками и ФБУ «Администрация Обского БВП» заключен договор, в соответствии с которым администрация путем проведения дополнительного комплекса путевых работ обеспечила в течение 78 суток гарантированную глубину 140 см. Это позволило доставить 180 тыс. т продукции для потребителей региона, снизив нагрузку на автомобильные дороги. Однако лимитирующие участки с фактическими глубинами менее 4 м значительно ограничивают провозную способность и усложняют навигацию. Всего для обеспечения своевременной доставки грузов по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части России было выполнено 24 буксировки морских объектов: 12 буксировок обеспечено в направлении Азов – Астрахань, 10 – в направлении Астрахань – Азов и 2 – в направлении Санкт-Петербург – Астрахань.

Новые проекты – новые возможности

Ликвидация лимитирующих участков на внутренних водных путях – одна из главных задач, стоящих перед отраслью, что нашло отражение в действующих программных документах. В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)» завершается разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы. В ходе нее осуществлено строительство нового гидроузла Кузьминск взамен прежнего, построенного еще в 1914 году. «В настоящее время подходят к концу работы по демонтажу старого гидроузла. Приемка вновь построенного гидроузла Кузьминск рабочей комиссией ФГБУ «Канал имени Москвы» планируется в начале декабря текущего года», – пояснили в Росморречфлоте.


Отметим, что гидроузел Кузьминск обеспечивает необходимые для судоходства глубины на 50 км участка р. Оки. Он работает в каскаде с расположенным выше гидроузлом Белоомут и гидроузлами Москворецкой системы по р. Москве. Каскад соединяет город Москву через Оку с Волгой и, соответственно, с крупными промышленно-торговыми центрами России – Нижним Новгородом и другими городами Поволжья. После ввода в эксплуатацию гидроузлов Кузьминск и Белоомут гарантированная глубина на участке р. Оки стабилизируется, что позволит возобновить туристический маршрут «Московская кругосветка» и увеличить загрузку судов.


В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)» намечено строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. По данным Росморречфлота, сегодня завершается первый этап проектирования данного объекта. В необходимом объеме проведены инженерные и другие изыскания, определены компоновочные и основные конструктивные решения гидроузла, определена оценка воздействия на окружающую среду. По итогам первого этапа в апреле 2016 года предусматривается получение заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России» и государственной экологической экспертизы.

Нельзя не отметить, что на результаты навигации текущего года основное влияние оказала малая водность, которая наблюдается уже несколько лет как в европейской части страны, так и в Сибири, а также ухудшение качественных параметров внутренних водных путей в связи с длительным недофинансированием их содержания.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions