Условия страховых компаний отличаются и зависят от вида транспорта и рисков, которые предусматриваются на том или ином транспорте. При этом учитываются: вид транспорта (в каждой сфере установлены тарифы на провоз имущества), тип груза, тип упаковки, маршрут следования, количество перегрузов на всем пути следования, вид трафика (например, внутренние перевозки дешевле) и безопасность маршрута.
Самый опасный вид перевозки – автомобильный. Грузоперевозка, в которой задействован автотранспорт, вызывает большой интерес среди мошенников. Кроме того, при автомобильной перевозке есть риск потерять и груз, и транспорт.
Основными рисками в этом случае считают человеческий фактор со стороны водителей, ДТП (другие машины, скользкая дорога, животные), техническое состояние транспорта. Кроме того, учитывается, что к товару практически на всем пути следования есть доступ третьих лиц.
Перемещение имущества железнодорожным транспортом подвержено авариям в минимальной степени. Да, бывают сходы подвижного состава с рельсов, задержки по причине погодных условий и ошибочных маневров, но намного реже, чем при автоперевозках.
В числе рисков при этом следует учитывать, что практически всегда есть доступ к грузу, что сложно получить от железной дороги акт о повреждении, гибели или порчи груза, что в процессе смены головы состава возможна потеря вагона или его повреждение, а в процессе перегруза при ПРР возможно повреждение груза. Также следует всегда помнить про техническое состояние железнодорожного состава. При перевозке по железной дороге страховщики обращают внимание на наличие в составе вагона сопровождения и тип подвижного состава.
Что может случиться с грузом на железной дороге? Надо понимать, что возможно повреждение груза в результате смещения грузовых мест в пути следования и при маневрах, утрата груза в результате схода с рельс поезда, подмокание груза вследствие негерметичности контейнера или вагона, а также хищение груза при стоянке составов на станциях.
Иногда говорят, что перевозка морским видом транспорта самая безопасная, но тем не менее неприятности случаются и при таком раскладе. В качестве рисков при этом выделяют пиратство, намокание при шторме, смыв груза, аварии и недостатки технического состояния судов – многие страховые прописывают в правилах, что возраст судна не должен быть более 20–25 лет.
Авиаперевозки – самый безопасный способ доставки. И считается, что страхование авиаперевозок является самым безубыточным направлением. Как правило, в этом случае использовано минимальное количество стыковок. Но так как авиадоставка – еще и самый дорогой способ, и груз отправляется дорогой, полис страхования все равно оформляется. Среди учитываемых рисков выделяют происшествия при перегрузах (доступ сотрудников аэропорта при ПРР, при ТО) и аварии (падение самолета).
Автор: Юлия Иванова, руководитель отдела мультимодальных перевозок «Канавара Групп»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.