Однако в монопольных условиях деятельности перевозчика реализация такого принципа неизбежно приведет к приоритизации одних грузовладельцев перед другими. Такое положение дел уже нарушает нормативное правовое поле работы общественного перевозчика. Ссылки на зарубежный опыт или опыт в других отраслях в данном случае кажутся неуместными, так как не могут быть объективными для оценки регулирующего воздействия предлагаемой нормы на работу рынка.
С одной стороны, сегодня только крупные грузовладельцы могут себе позволить использование на практике принципа take or pay, но даже они не ратуют за скорейшее введение этого правила. Непрозрачность принятия решений внутри естественной монополии, риски необъективности и приоритизации – все эти факторы не позволяют клиентам довериться РЖД в части обеспечения этого принципа.
С другой стороны, лоббирование принципа take or pay со стороны РЖД может говорить не столько о желании открыто и честно его реализовывать, сколько о заинтересованности самого перевозчика в создании нового инструмента для формирования доходной базы компании. Кроме того, стоит отметить недостаток публичной информации о намерениях перевозчика в части реализации принципа take or pay. Это склоняет к мысли о том, что РЖД вопреки заявленной политике клиентоориентированности закрывается от бизнес-сообщества, а принимаемые решения могут быть недостаточно объективными и к тому же слишком дорогими для бизнеса.
Автор: Павел Иванкин, генеральный директор АНО «ИИЖД»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.