Активность со стороны кампаний, представленных на складском рынке, в течение карантина в чем-то сократилась, но их КПД при этом существенно увеличился.
На сегодняшний день объем сделок, который мы прогнозировали по итогам 2020 года и I полугодия, снизился, но не драматически – примерно на 15% в абсолютном выражении. К концу года, скорее всего, удастся выровняться и закрыть 2020 год на уровне 2019-го по объему площадей. Основная активность на рынке сейчас исходит от компаний, которые работают с электронной торговлей. Это в чистом виде операторы электронной торговли, компании, которые занимаются доставкой, и компании, которые работают в офлайне, но при этом активно развивают свою онлайн-составляющую.
Если говорить про внутригородскую логистику, то, конечно, это та составляющая, которая помогла нам в непростой период. Внутригородская логистика Москвы существенно зависит от помещений, расположенных в пределах МКАД, и мы увидели огромный всплеск спроса на подобные помещения за последние несколько месяцев. И по итогам I квартала доля сделок в сегменте e-commercial по региону составила 45%. Сейчас цифры меньше, но спрос в целом на такие помещения идет именно от компаний этого сегмента.
В настоящее время объем неудовлетворенного спроса в Москве составляет более 1 млн кв. м. И если провести аналогию с развитыми рынками других стран, например Франции или США, то похожая ситуация наблюдается и у них. И в крупных городах России мы видим, общаясь с нашими коллегами, что большой спрос в период пандемии возрос именно на складские помещения внутри городов.
Автор: Константин Фомиченко, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.