«Управлять знаниями невозможно. Можно управлять лишь той средой, в которой они создаются и используются» – так считал Ларри Прусак, директор Института КМ компании IBM. И я с ним согласен. Менеджмент знаний – это такая дисциплина, которая позволяет сотрудникам, командам и всей организации коллективно и систематически создавать, обмениваться знаниями и применять их для лучшего достижения своих целей и создания (внедрения) инноваций в работе.
Буквально 10 дней назад Ассоциация специалистов и экспертов менеджмента знаний выпустила исследование российского рынка – на чем отечественные компании делают основной акцент в своей деятельности. Оказалось, что компании создают инструменты для обмена знаниями, но не все эффективно их применяют. И хотелось бы, чтобы на эту задачу все-таки обращали побольше внимания.
Вместе с тем нужно понимать, что помимо глобальных процессов изменения экономической модели развития, происходит и культурологический прогресс, связанный с развитием искусственного интеллекта. И здесь важно понять место человека в создании добавленной ценности любого продукта. Чтобы решить эту задачу, бизнес-среда должна смотреть в будущее. Менеджеры должны обладать стратегическим мышлением. Однако необходимо понимать, что жизнь многогранна, и, формулируя долгосрочную стратегию, надо быть готовым к тому, что реальность претерпит существенные изменения, и здесь проявляется важность интеллектуальной гибкости. Принимая изменения внешней среды, надо эффективно адаптировать мелкие задачи, чтобы достичь целей долгосрочного видения, которые ставит руководитель для компании. Поэтому важнейшее значение, повторюсь, приобретают интеллектуальные достижения.
С точки зрения корпоративного управления компании также проходят эволюционное развитие. Наиболее распространенный подход – это управление по задачам. Следующая ступень, на которую перешли уже некоторые наиболее развитые корпорации, – это управление по целям. И наиболее значимой вехой в развитии любой компании является управление по ценностям. Наш опыт показывает, что крупный бизнес уже смотрит в сторону перспектив управления по ценностям.
Ближайшее десятилетие мы будем наблюдать взаимодействие двух важных векторов: с одной стороны, будет развиваться сама система менеджмента, с другой стороны, будут шире использоваться цифровые инструменты. Эффективность управления будет зависеть от того, сможет ли компания реализовать синергетический эффект от этого взаимодействия.
Подведем итог. Самый важный фактор конкурентного преимущества в XXI веке – это скорость. Наивысший уровень организационной зрелости – это управление по ценностям. Основой эффективности бизнеса становится интеллектуальный капитал, а важнейшими качествами лидера – визионерство и интеллектуальная пластичность.
* По итогам выступления на Конгрессе по нефтепереработке и нефтехимии: Россия и СНГ.