Разнообразие операций с товарами и полный цикл их оформления обуславливают наличие широкого круга лиц, участвующих в деятельности морского пункта пропуска. Более разнообразного состава специалистов не представлено ни в одном пункте пропуска.
Знаковыми этапами проводимой реформы таможенных органов можно считать создание специализированных таможен, внедрение и развитие системы электронного предварительного декларирования с дальнейшей перспективой создания единой информационной среды для всех участников бизнес-процессов, работающих в морском порту.
Также требуют упоминания цифровизация сервисов предоставления государственных услуг, возможность подачи через личный кабинет заявления на временное хранение, автоматическое распределение по таможенным органам поданных деклараций, то есть диспетчеризация, возможность авторегистрации и автоматического выпуска.
Развитие информационных технологий позволяет теснее взаимодействовать заинтересованным лицам. Однако в настоящее время условия работы портов находятся на разных уровнях развития как по части технической оснащенности, так и по уровню взаимной интеграции и применения технологий.
Что влияет на срок совершения операций в порту? Сегодня процессы между представителями перевозчика, оператором морского терминала и государственных надзорных органов образуют определенную информационную среду. Основу информационного взаимодействия заинтересованных лиц при оформлении прибытия и убытия товаров и транспортных средств составляет КПС «Портал Морской порт», а при декларировании товаров – автоматизированная система АСТ. При этом параллельно используются программные средства и системы участников процесса, не объединенные в общую среду.
С 1 июня 2019 года было обеспечено предоставление в таможенные органы в электронном виде обязательного состава сведений предварительной информации. Сейчас в 100% случаев подача в таможенные органы предварительной информации в отношении судов и товаров осуществляется удаленно, что позволило обеспечить формирование в КПС уведомлений о прибытии по всем прибывающим судам без необходимости их оформления на бумажных носителях.
Еще одно приоритетное направление – авторегистрация деклараций на товары и автовыпуск. В Балтийской таможне отмечается устойчивая положительная динамика в этом ключе. Однако на сегодняшний день важным остается вопрос корректного заполнения граф, что снижает долю авторегистраций и автовыпуска.
Основная проблематика информационного взаимодействия перевозчика, стивидоров, экспедиторов и госорганов носит организационно-технический характер. Сегодня мы занимаемся модернизацией программных средств. В опытной эксплуатации находится автоматизированная подсистема «Пункт пропуска», которая предназначена для фактического контроля, и новая версия АСТ, они впоследствии будут интегрированы между собой.
Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день предмет активного диалога с Евразийским экономическим комитетом – перевозка контейнеров с применением электронных пломб. Требования к операторам и порядок наложения пломб определены. Данные о маршруте следования груза с электронной пломбой доступны в онлайн-режиме, а контролирующие органы получают информацию о режиме перевозки в реальном времени. Для мониторинга также используется контрольная инфраструктура госсистемы «Платон». Уже применено больше 14 тыс. электронных пломб. Мы считаем эту технологию перспективной. Она снижает любые риски, связанные с утратой, порчей и любыми посягательствами на товары, а также повышает прозрачность взаимодействия.
Автор: Евгений Гусаров, первый заместитель начальника Балтийской таможни – полковник таможенной службы
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.