Как и в 2020 году, на сегодняшний день наиболее привлекательным сегментом для инвестиций остаются грузоперевозки по России, особенно связанные с доставкой интернет-заказов логистическими компаниями. В то же время основные виды грузовых и пассажирских перевозок во время пандемии получили существенную поддержку государства: субсидии авиакомпаниям составили 23,4 млрд руб., железнодорожной отрасли – 30,5 млрд руб. на строительство Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также субсидии пригородным пассажирским компаниям на лизинговые платежи по договорам, заключенным с отечественными лизингодателями.
Государственно-частное партнерство уже доказало свою эффективность, позволив решить вопрос ограниченности бюджетов, повысить качество строительства и эксплуатации дорог. Например, в строительстве транспортно-перегрузочного комплекса в морском порту Ванино в Хабаровском крае задействовано 25% частных вложений в общую стоимость объекта в размере 36 млрд руб. В основном привлечение инвесторов происходит с помощью ВЭБ – российской государственной корпорации развития, то есть государственного инвестиционного банка, финансирующего перспективные проекты экономики.
Для привлечения крупных инвестиционных игроков в развитие особо важных проектов используется механизм проектного финансирования – предоставление денежных средств заемщику на основании договора синдицированного кредитования, осуществляемого с применением мер государственной поддержки. Таким образом, имея гарантию поддержки государства и возврата дивидендов, частные инвесторы охотнее вкладываются в развитие национальных транспортных проектов. В качестве примера можно привести финансирование проектов по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры в России, к 2024 году на них будет выделено 2,3 трлн руб.
Автор: Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.