– Алексей, Вы говорите о цифровизации тревел-индустрии как об уже свершившемся факте…
– Авиакомпании уже используют big data для анализа поведения и предпочтений путешественников. Огромный массив данных позволяет им создавать таргетированные маркетинговые кампании и предлагать клиентам по-настоящему персонализированный цикл поездки.
– Правильно ли я понимаю, что тревел-индустрия уже оперирует предпочтениями каждого путешественника?
– Прогнозная аналитика – огромный пласт возможностей. Например, перевозчики, используя big data, прогнозируют как загрузку рейсов в настоящий период, так и спрос на кресла в будущем. Обладая такими данными, они могут своевременно корректировать цены, планировать маршрутную сетку, эффективнее управлять экипажем в частности и своими ресурсами в целом.
– Участники рынка все чаще заявляют, что цифровизация – это крайне дорого…
– Авиация – это низкомаржинальный бизнес, поэтому авиакомпании постоянно стремятся сократить операционные издержки. Благодаря big data и анализу различных компонентов стоимости авиабилетов, а также сопоставляя эти данные со спросом на рейсы, перевозчики корректируют цены. Это позволяет им как увеличить доход, так и избежать пустых кресел на рейсах. Big data в разрезе пассажиропотока и загрузки рейсов позволяют формировать более эффективную маршрутную сеть, что также способствует сокращению расходов.
Техническое обслуживание и безопасность – это критический момент в авиации. Авиакомпании, используя big data, строят прогнозы по техническому обслуживанию авиапарка – когда необходимо его провести, чтобы потенциальные технические проблемы не повлияли на операционную деятельность. Такие данные могут поступать, например, с бортовых датчиков. Это повышает безопасность воздушного судна и сокращает время простоя.
– Вы говорите о больших данных, участники рынка заявляют о выводе на рынок искусственного интеллекта…
– Искусственный интеллект заменяет и автоматизирует ручные рутинные действия человека. Получается, чему научит data scientist, то и будет выполнять искусственный интеллект, при этом впоследствии будет использовать нейронные сети для создания прогностических моделей. Он способен не только планировать поездки – ему можно поручить бронировать авиабилеты, отели и брать автомобили напрокат.
Кластер современных технологий можно применить в том числе и в авиабизнесе. В частности, это может быть виртуальный помощник во время поездок: ChatGPT сообщает путешественникам об изменениях в расписании рейсов, маршрутов. Он отслеживает всю важную информацию, также ChatGPT способен создавать автоматические ответы на часто задаваемые запросы путешественников, уменьшая нагрузку на сотрудников колл-центра и тем самым улучшая качество обслуживания клиентов.
– Получается, искусственный интеллект способен заменить туристического агента. Роботы уже победили человека?
– Да, ChatGPT и другие модели искусственного интеллекта помогают автоматизировать рутинные операции, но им не хватает человеческих качеств, например эмпатии, и они не в состоянии предложить эмоциональную поддержку пассажирам.
Искусственный интеллект имеет доступ к огромному объему big data, но иногда он предлагает решения, которые являются точными и заслуживающими доверия, а иногда – совершенно неверными. Происходит это потому, что у ChatGPT нет доступа к данным в режиме реального времени, поскольку у него нет постоянного подключения к интернету. В нем используются данные, которым он был обучен в период до 2021 года.
Массив данных, которым оперирует искусственный интеллект, является и ограничивающим фактором. ChatGPT не является исключением. По мере развития этой платформы наступит день, когда она сможет получать доступ к актуальной информации в режиме реального времени. Я бы не удивился, если бы это произошло уже в следующем году.
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.