+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.05.2019 15:57:09
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Сухой и глубоководный порты заставят по-новому считаться с транспортной инфраструктурой Калининградской области

Расширение объемов евро-азиатского транзита заставляет по-новому взглянуть на роль и возможности Калининградской области, которая пытается заново сформулировать выигрышную для себя стратегию транспортного развития, используя положение региона, существующий инфраструктурный потенциал и инвестиционные проекты. О планах и перспективах транспортного развития Калининграда и области мы беседуем с руководителем представительства правительства Калининградской области при правительстве РФ Денисом Салий.
Сухой и глубоководный порты заставят по-новому считаться с транспортной инфраструктурой Калининградской области
 Денис Александрович, расскажите о наиболее значимых тенденциях перевозок с использованием инфраструктуры области. В чем конкурентные преимущества транзита груза через Калининград?

– Немаловажным преимуществом как для транзита груза, так и для реализации инвестпроектов является уникальное географическое положение Калининградской области, имеющей развитую логистическую систему и транспортную инфраструктуру.

В регионе находится единственный в России незамерзающий порт на Балтике, современный аэропорт с 5-й свободой воздуха, способный принимать абсолютно все типы воздушных судов и имеющий широкую географию маршрутов как с российскими регионами, так и с европейскими странами.

Если говорить о других конкурентных преимуществах транзита через Калининградскую область, стоит также упомянуть, что регион имеет уникальные преимущества в виде сочетание режимов особой экономической зоны и свободной таможенной зоны, которые распространяются на всю территорию региона. Сейчас с точки зрения налоговой нагрузки и затрат Калининградская область – объективно самая привлекательная территория для бизнеса, в том числе и иностранного.

Для инвесторов в Калининградской области законодательством предусмотрена нулевая таможенная пошлина на ввоз товаров, сырья и комплектующих на территорию региона. Обнулен ввозной НДС и действует 180-дневная отсрочка его уплаты при вывозе импортных товаров на территорию основной территории Российской Федерации. Кроме того, отсутствуют квоты на ввоз товаров, сырья или комплектующих на территорию Калининградской области.

Наша железнодорожная инфраструктура также ориентирована на развитие сотрудничества между Европой и Азией благодаря наличию как европейского, так и российского формата железнодорожной колеи. Благодаря этому через Калининградскую область на регулярной основе осуществляется маршрут транзитных поездов из Европы в Азию. Время в пути до Китая по маршруту Калининград – Чунцин – Калининград на сегодняшний день составляет 9 дней (для сравнения: доставка грузов  по морю занимает в среднем 45–60 суток). И калининградские производства могут встраиваться в этот поток, получая скидку на тариф РЖД до 70% в случае соглашения take-or-pay.

20 марта на станции Дзержинская-Новая Калининградской железной дороги состоялась первая выгрузка 40-футового контейнера, проследовавшего по маршруту Китай – Европа. Груз, предназначенный для одного из калининградских предприятий, был доставлен из города Чунцина в Калининград всего за 8 суток.

 Речь идет о тестовой перевозке или за этим стоят реальные контракты?

– Этот проект реализован на основе меморандума о сотрудничестве между Калининградской железной дорогой, АО «ОТЛК ЕРА» и ассоциацией экспортеров «АЭКС», подписание которого инициировало правительство области в рамках Евразийского форума в сентябре 2018 года. В ближайшем будущем КЖД планирует увеличить перевозки из Китая в адрес калининградских компаний к концу 2019 года до 100 контейнеров в месяц. Общий объем контейнерных перевозок на Калининградском направлении в 2018 году составил 150 тыс. TEU с ростом на 24% к уровню 2017-го. Помимо этого, в Калининградской области находится и точка схождения железнодорожной колеи европейского и российского типов, в которой готовится к реализации проект сухого порта. Таким образом, 40 железнодорожных составов, способных добраться до Китая за 12 дней по сниженному железнодорожному тарифу, делают Калининград окном как на российский, так и на азиатский рынок.

Увеличивается объем перевозок и через российско-польские погранпереходы. Совместно с Калининградской железной дорогой сейчас ведется работа над развитием приграничной и таможенной инфраструктуры, чтобы существенный запас по объему перевозок реализовывался без ограничений.

Актуальной темой для региона сегодня является наращивание грузовой базы – этому будет способствовать строительство нового глубоководного порта.  В числе перспективных инфраструктурных проектов также названы концессионная инициатива по возведению моста через Калининградский залив, продолжение Приморского кольца до Балтийска, углубление морского канала.

 Вы упомянули о проекте сухого порта. Видимо, речь идет о его строительстве рядом с Черняховском? Какой эффект может принести его запуск?

-В настоящее время правительством Калининградской области обсуждаются предложения по реализации крупных инфраструктурных проектов на территории региона, среди них сухой порт в городе Черняховске, который предполагает создание мощного транспортно-логистического центра, способного обеспечить распределение грузов, идущих из Китая в страны ЕС и обратно.

Мощности сухого порта на данный момент включают:

– контейнерная площадка на 18 тыс. контейнеров, контейнерный терминал;
– склад временного хранения широкой колеи (1520 мм) площадью 5 тыс кв. м с 4-мя камерами климат-контроля площадью 700 кв. м;
– терминал для крупногабаритных грузов;
– терминал для взрывчатых и опасных грузов;
– площадка для груза с температурными требованиями с 180 точками подачи электропитания;
– линия санитарно-ветеринарного контроля;
– подъездные железнодорожные пути (узкая и широкая колеи).

Ожидаемые результаты от реализации проекта – создание транспортно-логистической инфраструктуры на территории Калининградской области, способной удовлетворить все возрастающую потребность в транзитных перевозках, а также создание условий для развития производств, ориентированных на азиатские и европейские рынки.

Мы ожидаем также и социальные эффекты от реализации проекта в виде создания новых рабочих мест на территории региона, увеличение налоговых отчислений в бюджеты.

– Кроме этого, насколько известно, есть планы строительства глубоководного порта на территории Калининградской области. Что предлагает правительство и что надеется получить взамен?

– В середине апреля текущего года губернатор Антон Алиханов и генеральный директор АО «ОХК «Уралхим» Сергей Момцемлидзе обсудили планы по строительству глубоководного порта вблизи поселка Янтарный в Калининградской области. На встрече также присутствовали заместитель генерального директора АО «ОХК «Уралхим» Ринат Гизатулин, представители ПАО «Уралкалий» и ОАО «РЖД».

Реализация инициативы намечена в рамках поручения президента Российской Федерации Владимира Путина по обеспечению перевалки грузов в портах России, а не в сопредельных государствах.

Проектом предусмотрено строительство порта, а также транспортной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование объекта. Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, в состав порта предлагается включить контейнерный терминал, терминалы для наливных, накатных и генеральных грузов. Суммарная мощность предварительно оценивается в 50 млн т грузов. Предполагаемый объем инвестиций – 200 млрд руб.

 У проекта уже есть потенциальные инвесторы?
– В настоящий момент интерес к проекту проявляют и иностранные инвесторы, в том числе из Китая и арабских стран. В значительной степени это обусловлено льготами особой экономической зоны Калининградской области.
Проект создания глубоководного порта в западной части Калининградской области на сегодняшний день является одним из самых масштабных стратегических проектов региона, который позволит в полной мере реализовать транспортный потенциал территории. 

Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions