+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2022 16:44:36
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Роботакси не стоит бояться

Россия будет третьей страной в мире, где станет возможным запуск полностью беспилотного такси. Уже в апреле оно может заработать в тестовом режиме в Иннополисе. РЖД-Партнер поговорил о перспективах развития беспилотного транспорта и в РФ, и в мире с экспертом по транспортной логистике и автономному движению МТПП Андреем Ботвиньевым.
Роботакси не стоит бояться
– В марте правительством РФ принято постановление «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств». Что в связи с этим меняется?

– Тестирование беспилотного такси в Иннополисе, расположенном близ Казани, в опытном режиме началось в 2018 году. В эксперименте, который ведет «Яндекс», участвует Toyota Prius – автомобиль, у которого и бензиновый, и электрический двигатель – гибридный привод. До последнего в такси находился инженер-контролер. Теперь же есть правовое основание для перехода на следующий этап эксперимента – без инженера в салоне. Машину будет удаленно контролировать оператор.
Кстати, за все время тестирования беспилотники в Иннополисе показали высочайший уровень безопасности – ни одного ДТП по вине беспилотного автомобиля. Это еще раз подтверждает мысль о том, что высокоавтоматизированное транспортное средство (ВАТС) гораздо безопаснее традиционного. Бояться его не стоит.

– В каких странах мира уже тестируются роботакси?

– Самое большое число беспилотников – в США, среди которых немало легковых машин. И в прошлом году коммерческий сервис роботакси был запущен в Сан-Франциско. Но, на мой взгляд, большего масштаба в данном сегменте перевозок добился Китай. Руководство КНР вкладывает достаточно крупные средства в развитие ВАТС, в инфраструктуру, например, в сеть 5G, обеспечивающую высокоточное позиционирование транспорта. Плюс у Китая имеются серьезные наработки в области искусственного интеллекта.

– Насколько сегодня возможны другие виды автоперевозок без непосредственного участия человека?

– Если говорить о магистральных грузовых направлениях, то серьезных результатов добились в США. В Штатах масштабируются два подхода. TuSimple Holdings Inc. (это, кстати, американо-китайский проект) успешно практикует третий уровень автономности транспорта (так называемый L3, или условный автопилот). То есть водитель находится за рулем, но во время движения расслаблен, ему помогает автоматика.

В свою очередь, тягачи проекта Embark за счет высокоточного бортового оборудования и программного обеспечения участвуют в беспилотных перевозках между грузовыми хабами. Здесь водитель, хотя и находится в кабине, – по сути инженер, который почти не вмешивается в вождение и может находиться на сиденье второго водителя во время движения. Он, к примеру, может читать книгу во время движения по хайвею, но уже по приезде в хаб берет руль в свои руки, чтобы, скажем, поменяв полуприцеп, доехать с грузом до конечного пункта в городе. Такую технологию можно назвать L3+, или технологией «предпоследней мили».
О грузоперевозках без водителя пока можно говорить только применимо к закрытым логистическим зонам. Много примеров, особенно в странах Европы, когда на транспортировке грузов на территории портов, складских площадей или горнодобывающих карьеров заняты полностью автономные беспилотники. Даже используются модели, не имеющие конструкционно кабины водителя. В создании подобной техники давно участвуют такие автогиганты, как Volvo, Mercedes.

В каких-то случаях о закрытых логистических зонах можно говорить как об экосистеме транспорта будущего, где высокоавтоматизированный грузовик – один из ее элементов. Например, на ряде месторождений австралийской Rio Tinto беспилотный экскаватор загружает беспилотный самосвал, который едет с карьера на железнодорожную станцию и выгружает руду в беспилотный поезд. Экстраполировать такую технологию на инфраструктуру общего пользования пока вряд ли возможно, тем не менее опыт промышленных предприятий может быть учтен при дальнейшем развитии беспилотного движения на магистралях.

– Какие перспективы у беспилотных грузовых перевозок в России?

– Как известно, пилотным проектом в магистральных перевозках ВАТС определена трасса М-11. На этот год КамАЗ планировал поставить как минимум четыре беспилотника на базе DaimlerChrysler. Но как эти планы будут реализовываться в новых внешнеэкономических реалиях, сказать сложно. В любом случае на трассе М-11 нужно будет несколько лет нарабатывать опытный пробег (пока с применением третьего уровня автономности транспорта), который позволит быть уверенным в данной технологии.
Вообще для активного развития беспилотников должны быть экономические предпосылки. В США первостепенная статья затрат в структуре себестоимости автоперевозок – зарплата водителя. В России на первом месте топливные затраты, на втором – амортизационные отчисления или лизинговые платежи и только потом – оплата труда дальнобойщика.

Кроме того, в США достаточно серьезные меры поддержки для приобретения высокоавтоматизированного транспорта. Например, в Калифорнии можно купить беспилотный тягач как на бензиновом, так и на электрическом двигателе за $300 тыс. Только за покупку электрокара правительство штата компенсирует $150 тыс. Учитывая, что у машины с электромеханической трансмиссией эксплуатационные расходы ниже, это очень выгодное предложение.

Беседовал Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions