– Максим, как, по Вашему мнению, уровень развития инфраструктуры влияет на успешное функционирование бизнеса в России, в том числе логистического?
– Развитие транспортной инфраструктуры в России – один из ключевых факторов роста показателей бизнеса, особенно малого и среднего. Также это задел для достижения баланса в распределении денег и товаров между федеральными центрами и регионами и, как результат, обеспечение стабильного повышения спроса на потребительских рынках.
Учитывая преимущества географического положения России, выделять какой-либо один сегмент, на мой взгляд, нецелесообразно.
Под инфраструктурой прежде всего я подразумеваю ресурс, позволяющий создать ту степень свободной мультимодальности, которая будет отвечать запросам времени: оптимизации затрат в цепочках поставок, сокращению сроков перевозки, повышению безопасности и транспарентности процесса перемещения людей и товаров на всем евразийском пространстве. Если выделять приоритет – масштабирование и укрепление опорной сети транспортной инфраструктуры в границах РФ и ее развитие в определенных странах СНГ, ЮВА и ЕС, другими словами – создание единой грузораспределительной (товаропроводящей) сети в рамках обозначенного условного треугольника.
– Какой эффект для ВВП, экономики страны несет в себе развитие транспортной инфраструктуры?
– Во-первых, ВВП отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, предназначенных для непосредственного потребления. Доля затрат на логистику в стоимости конечного продукта в РФ – одна из самых высоких в мире. А развитие транспортно-логистического рынка ограничено в большей степени возможностями инфраструктуры.
Во-вторых, рост ВВП принято связывать с увеличением благосостояния населения. Ключевой показатель роста – покупательная способность людей. А она в данный момент ограничена повышением стоимости конечных товаров.
В-третьих, за исключением коммерческих грузоперевозок, конкуренция в авиационных, водных и железнодорожных перевозках практически отсутствует, так как нет свободного рынка. При отсутствии конкуренции снижение стоимости и повышение качества услуг и товаров невозможно. Следовательно, для увеличения спроса и дальнейшего расширения предложения – ключевого фактора роста ВВП – предпосылок немного.
– Как должен отразиться на развитии инфраструктуры кризис, который мы сейчас переживаем, чтобы преодолеть его наименее болезненно?
– Система настолько эффективна, насколько эффективно самое узкое ее звено. Транспортная инфраструктура для реализации целей опережающего роста в экономике РФ очевидно недостаточна, и это самое узкое звено. В любой кризисной ситуации, на мой взгляд, важно определить приоритеты с целью оптимального распределения сократившихся ресурсов. Очевидная цикличность кризисных явлений 2008, 2014, 2020 гг. не оставляет шансов надеяться, что настанет затишье на десятилетия для неспешного создания инфраструктурного потенциала и его дальнейшего эффективного использования. На мой взгляд, из всех частных и государственных проектов «неприкасаемым» должен быть блок задач, связанных с развитием транзитного потенциала РФ. Это большой пул взаимоувязанных инфраструктурных задач. Критерий прост – потенциальный эффект и его мультипликативность на сопричастные сферы.
– Что можно сказать о государственных приоритетах и планах в этом направлении? Вы согласны с тем, как расставлены акценты в долгосрочных программах развития?
– В 1990-е гг. инфраструктура не развивалась, в 2010-х гг. к ней появились вопросы, но при этом люди продолжали пользоваться возможностями старых фондов. На мой взгляд, последние 10 лет ранее поставленные вопросы, связанные с транспортной инфраструктурой, получили более высокий приоритет. Считаю, что стратегия развития, сформулированная государством до 2030 года, показывает вполне логичную дорожную карту. Нам необходимо строить и модернизировать сеть опорных объектов транспортно-распределительной инфраструктуры: мосты, порты, дороги, узлы консолидации и перераспределения потоков и т. д.
Нужно продолжать движение к децентрализации транспортной системы. Разрыв между развитием центра и регионов с каждым годом только увеличивается. Ключевыми факторами успешности, конечно же, являются рост объемов дорожного фонда для строительства федеральных и региональных трасс, а также развитие приграничных территорий и крупнейших транспортных узлов южных регионов страны, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сюда же нужно отнести рост пропускной способности Транссиба. Отдельная задача – развитие инфраструктуры национальных транспортных коридоров для их последующего объединения с международными транспортными коридорами, особенно европейскими и азиатскими.
Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.