+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.03.2020 11:13:33
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Прозрачность рынка – условие для его эффективного развития

Что изменит на рынке грузоперевозок обвал мировых цен на нефть и падение курса рубля по отношению к доллару? На эти и другие вопросы своим мнением поделился президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
Прозрачность рынка – условие для его эффективного развития
– Александр Николаевич, насколько придется сейчас корректировать те прогнозы, которые были сделаны до мартовских событий?

– На мой взгляд, следует заново оценить процессы, которые были отмечены ранее. В 2020 году на погрузку по сети РЖД оказали влияние в основном тенденции, наметившиеся в конце 2019-го.

Основным фактором стала конъюнктура на мировом рынке угля. К ней добавился еще один фактор – аномально теплая погода, которая повлияла на спрос на внутренние перевозки угля. В этом сегменте – в целом падение на 8% к прошлому году за 2 месяца этого года на фоне роста экспорта на 2%.

Бизнес ищет точку опоры

– А что сейчас?

– Сейчас приходится наблюдать сложные процессы. Падение цен на нефть привело к обвалу рубля по отношению к доллару и евро. С одной стороны, это плохо. А с другой – благоприятно для экспортеров.

Вместе с тем сейчас затруднен прогноз влияния эпидемиологического фактора на объемы международной торговли. Можно только сказать, что на грузовые перевозки (в отличие от пассажирских) его влияние будет отложенным. Так что можно ожидать, по крайней мере, кратковременное потепление погрузки.

В силу наличия как негативных, так и позитивных факторов в целом снижение погрузки в феврале к прошлому году незначительно и составляет 0,6%. С учетом января отставание от прошлого года сложилось на уровне 2,8%.

Тревожит, правда, спад погрузки нефтепродуктов в целом 2%. Это происходит на фоне роста экспорта через морские порты на 3,1%. Причины в основном те же, что и с твердым топливом.

Более чем на 2% в целом выросла погрузка железной руды, погрузку вытянул экспорт на фоне благоприятной конъюнктуры на металлургическом рынке в том числе металлоконструкций и машиностроения. Здесь экспорт через порты вырос почти на треть.

В целом стоит отметить, что в условиях растущей курсовой разницы экспортная статистика по названным грузам, почти наверное, будет прирастать.

И уж во всяком случае продолжат расти контейнерные перевозки. Достигнутые +15% в динамике по сравнению с прошлым годом – это позитивный сигнал. Особенно на фоне роста себестоимости автоперевозок.

Адаптировался к новым условиям инвестирования строительный рынок, что дало прирост погрузки к прошлому году почти 6%. С этим сегментом РЖД связывают позитивные ожидания по погрузке в 2020 году в целом.

Так что перспективы могут быть для отрасли неплохие.

Тренд на освобождение

– Значит, Вы считаете, что экономика не прогнется и перевозки стабилизируются?

– Стоит отметить, что выполнение долгосрочных программ РЖД напрямую зависит от доходов от перевозок, в первую очередь, по внешнему товарному рынку, с учетом валютного курса. Для экономики актуальным остается тренд на освобождение от зависимости от внешних рынков в целом ряде сегментов: лес и продукция деревообработки, руда и металлопродукция, машиностроение и пр.

Другими словами стабильность, прогнозируемость экономики с учетом перевозок в долгосрочной перспективе будет напрямую зависеть от эффективности проведения экономической и более четкой промышленной политики в части импортозамещения, создания условия для инвестирования в развитие производств с высокой добавленной стоимостью, развития межрегиональных связей и кооперации внутри страны. Эти вопросы требуют изучения прежде, чем следует делать выводы.

– Не могу не задать коварный вопрос: следует признать, что экспертное сообщество в 2020 году столкнулось с событиями, которые оказались черными лебедями. Но почему мы постоянно сталкивается с неожиданностями? Почему не удается о них вовремя предупредить?

– Пока парадигма невидимой руки рынка довлеет в госполитике и экономической науке. Понятно, что это сопряжено с преобладанием экспортоориентированности экономики. Вот здесь, пожалуй, и кроется причина снижения видимости для экспертов в части прогнозов.

Для составления хороших прогнозов и достижения экономических результатов вообще необходима смена парадигмы. Рука рынка – это хорошо. Но руки должны быть не только видимы, но и чистыми.

А это во многом зависит от качества госрегулирования экономики и степени развития государственной составляющей в системе государственно-частного партнерства.

Беседовал Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions