+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2020 16:37:25
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Петербургу не хватает логопарков

По итогам 2019 года грузооборот всех видов транспорта в РФ вырос всего на 0,6%. Такие данные приводятся в докладе «Социально-экономическое положение России», опубликованном на официальном сайте Росстата. Есть ли у отрасли перспективы, учитывая непростое положение экономики страны и негативное влияние коронавируса? Директор обособленного подразделения логистической компании «Точка-Точка» в Санкт-Петербурге Евгений Стаценко рассказал, как обстоят дела на логистическом рынке Северной столицы.
Петербургу не хватает логопарков
 Чем обусловлены низкие показатели Росстата?

– Такой незначительный рост связан со слабой и даже отрицательной динамикой грузооборота в перевозках воздушным, морским и внутренним водным транспортом. Например, объем перевозок по морю уменьшился на 1% по стране и увеличился на 1% по Санкт-Петербургу. Если говорить об авиаперевозках, то здесь падение в целом по стране составило 4,6%, а в Санкт-Петербурге отмечен несущественный рост, в пределах 0,1%.
Такое же малозначительное увеличение объемов перевозок наблюдается в железнодорожном и трубопроводном транспортном канале – 0,2 и 0,7% соответственно. На этом фоне наиболее убедительно выглядят автомобильные перевозки – грузооборот здесь вырос на 5,8% по РФ и на 15,7% по Санкт-Петербургу.

Такой рост показателей можно объяснить увеличением объемов доставок, вводом в эксплуатацию высокоскоростных платных трасс, что позволяет машинам проезжать расстояния быстрее и, как следствие, совершать большее количество рейсов.

С каждый годом автомобильные грузоперевозки становятся все более востребованным транспортным каналом в Санкт-Петербурге. В прошлом году их доля составила около 60% от общего грузооборота региона. Наибольшие показатели грузооборота традиционно отмечаются на маршруте Санкт-Петербург – Москва.

– Насколько Санкт-Петербург обеспечен логистическими центрами и хабами?

– Санкт-Петербург в силу своего географического положения обладает значительным логистическим потенциалом. Около 67% грузов, обрабатываемых в этом регионе, являются транзитными. Львиная доля грузооборота приходится на Санкт-Петербургские порты, обслуживающие международные потоки. Именно они формируют основу транспортно-логистического комплекса СЗФО. Порты обеспечивают перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, поэтому развитие этих объектов во многом предопределяет объем и структуру грузопотоков других видов транспорта.

За прошлый год из Петербурга в другие регионы страны по железной дороге было перевезено 49% грузов. Еще 33% было доставлено автотранспортом, 14% – речным, 4% – трубопроводным. Доля железнодорожных перевозок превалирует за счет работы складского пояса – закольцованного ж/д маршрута, проходящего через логистические комплексы за пределами КАД. В его состав входят логопарк «Осиновая роща» на западе, промышленные зоны «Парнас» и «Ручьи» на севере, «Уткина Заводь» на востоке, «Шушары» и «Колпино» на юге, а также производственная зона «Предпортовая» и территория Виллозского сельского поселения на юго-западе. В этих логистических центрах происходит таможенное оформление грузов, их перегрузка на авто- или ж/д транспорт для дальнейшей отправки.

– Есть ли сегодня проблема с логистической инфраструктурой?

– Большинство имеющихся и строящихся логистических центров не оборудованы подъездными железнодорожными путями и полностью ориентированы на автомобильный транспорт. Основная причина в том, что подходящие для строительства логистических центров площади изначально находятся вне зоны охвата ж/д сети. В итоге торговые сети вынуждены самостоятельно решать свои логистические проблемы, инвестируя в непрофильный бизнес – строительство торгово-распределительных центров и создание собственных автотранспортных предприятий вместо передачи всей логистики на аутсорсинг. Такого рода инвестиции, дополненные расходами на «Платон» и растущими топливными издержками, приводят к снижению доходности бизнеса примерно на 30%. Это подтверждают данные аналитического агентства INFOline, которое относит расходы на диверсификацию бизнеса к числу основных факторов падения уровня прибыли торговых сетей.

Если говорить об инфраструктуре в целом, то крупных и оснащенных логистических хабов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на данный момент нет. Хотя потребность в них сегодня более чем актуальна. Решить проблему мешает отсутствие комплексного подхода к созданию транспортно-логистической системы (ТЛС) региона. Процессы планирования затянуты, проекты развития города носят локальный характер и не соответствуют требованиям транспортных систем. Кроме того, отсутствуют предложения по продаже земельных участков площадью более 100 га. Бизнес не имеет возможности в полной мере использовать мультимодальные перевозки. Сейчас есть только проекты по созданию логистических хабов, для реализации которых требуется государственная поддержка. В частности, есть планы строительства логопарков на территории аэропорта Пулково и прилегающих к нему площадях, а также на территории порта Усть-Луга, который находится вблизи крупного ж/д узла.

– Как сегодня развивается этот сектор? Есть ли драйверы?

– В настоящее время логистические проекты в нашей стране реализуются стихийно. Появление хабов и центров в местах реального пересечения транспортных потоков благотворно скажется на общем состоянии ТЛС региона, что, в свою очередь, положительно повлияет на экономику страны в целом.

Залогом такого развития может стать использование опыта наших европейских коллег из Германии и скандинавских стран. Нам нужно сосредоточиться на интеграции между уже существующими транспортными узлами вместо создания новых. Необходимо сконцентрироваться на мультимодальных перевозках, осуществить логистическое планирование на национальном, региональном и местном уровнях. Управление хабами и логистическими центрами должно происходить по модели государственно-частного партнерства. Власть определяет приоритеты и отражает их в федеральном бюджете и законодательстве. Бизнес, в свою очередь, развивает транспортно-логистический комплекс региона, располагая поддержкой и четкими ориентирами государственной политики.

– Какое влияние оказывают экономические тенденции на логистику?

– Главным фактором, влияющим на экономическую ситуацию в России и мире, сегодня является коронавирус. В связи с этим на внутреннем рынке наблюдается рост доли перевозок продовольственных и промышленных товаров, оборудования. Но игроки логистического рынка все-таки ожидают скорого падения мощности грузопотока. Выводы делать преждевременно, поскольку ситуация пока развивается непредсказуемо.
Если говорить о других факторах, то развитие электронной коммерции стимулирует логистических операторов к повышению эффективности процессов и внедрению новых технологий и стандартов во все звенья логистической цепочки (первая и последняя мили, обработка груза на складе, магистральная перевозка, документооборот и т. д.). Продажи товаров повседневного спроса через интернет-магазины растут примерно на 35% ежегодно. В таких условиях логистическая отрасль становится одним из драйверов цифровизации.

– Как развитие digital-платформ и технологий в грузоперевозках меняет логистику Петербурга? Какие изменения произошли в 2019 году?

– Рынок онлайн-сервисов в сфере логистики Северной столицы только начинает развиваться. Скоро все руководители российских компаний поймут необходимость интеграции технологий в логистические процессы. Цифровизация несет в себе явные преимущества. Для грузовладельцев это снижение расходов на перевозки примерно на 30%. Такая экономия становится возможной благодаря принципу шеринга, с одной стороны, и свободной конкуренции среди перевозчиков – с другой. Создание единой электронной базы перевозчиков делает реальным обеспечение транспарентности и безопасности доставок. Самим перевозчикам цифровизация принесет многократный рост эффективности работы: сокращение времени простоев, контроль реального состояния автомобилей с помощью телематических систем и, как следствие, снижение затрат на ремонт и обслуживание ТС. Внедрение IT-технологий и сервисов в логистические процессы позволит оптимизировать маршруты с учетом дорожной ситуации в режиме реального времени, получать информацию о местах стоянок и парковок, что благоприятно повлияет на дорожную обстановку, безопасность перевозок и позволит добиться дополнительной экономии топлива.

Цифровизация логистики приведет к тому, что на рынке грузоперевозок для всех участников процесса будут действовать честные цены, обусловленные объективными факторами: объемом груза, перевозимым на конкретном направлении, и количеством перевозчиков, работающих на маршруте. Складские операции упростятся, повысится их качество и снизится стоимость, появится возможность отслеживать онлайн нахождение груза, что позволит в целом улучшить уровень клиентского сервиса.

Уверен, что в скором будущем все участники рынка автоперевозок перейдут на цифровой формат работы, в котором логистические процессы будут простыми, доступными и выгодными для всех участников.

Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions