– Чем обусловлены низкие показатели Росстата?
– Такой незначительный рост связан со слабой и даже отрицательной динамикой грузооборота в перевозках воздушным, морским и внутренним водным транспортом. Например, объем перевозок по морю уменьшился на 1% по стране и увеличился на 1% по Санкт-Петербургу. Если говорить об авиаперевозках, то здесь падение в целом по стране составило 4,6%, а в Санкт-Петербурге отмечен несущественный рост, в пределах 0,1%.
Такое же малозначительное увеличение объемов перевозок наблюдается в железнодорожном и трубопроводном транспортном канале – 0,2 и 0,7% соответственно. На этом фоне наиболее убедительно выглядят автомобильные перевозки – грузооборот здесь вырос на 5,8% по РФ и на 15,7% по Санкт-Петербургу.
Такой рост показателей можно объяснить увеличением объемов доставок, вводом в эксплуатацию высокоскоростных платных трасс, что позволяет машинам проезжать расстояния быстрее и, как следствие, совершать большее количество рейсов.
С каждый годом автомобильные грузоперевозки становятся все более востребованным транспортным каналом в Санкт-Петербурге. В прошлом году их доля составила около 60% от общего грузооборота региона. Наибольшие показатели грузооборота традиционно отмечаются на маршруте Санкт-Петербург – Москва.
– Насколько Санкт-Петербург обеспечен логистическими центрами и хабами?
– Санкт-Петербург в силу своего географического положения обладает значительным логистическим потенциалом. Около 67% грузов, обрабатываемых в этом регионе, являются транзитными. Львиная доля грузооборота приходится на Санкт-Петербургские порты, обслуживающие международные потоки. Именно они формируют основу транспортно-логистического комплекса СЗФО. Порты обеспечивают перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, поэтому развитие этих объектов во многом предопределяет объем и структуру грузопотоков других видов транспорта.
За прошлый год из Петербурга в другие регионы страны по железной дороге было перевезено 49% грузов. Еще 33% было доставлено автотранспортом, 14% – речным, 4% – трубопроводным. Доля железнодорожных перевозок превалирует за счет работы складского пояса – закольцованного ж/д маршрута, проходящего через логистические комплексы за пределами КАД. В его состав входят логопарк «Осиновая роща» на западе, промышленные зоны «Парнас» и «Ручьи» на севере, «Уткина Заводь» на востоке, «Шушары» и «Колпино» на юге, а также производственная зона «Предпортовая» и территория Виллозского сельского поселения на юго-западе. В этих логистических центрах происходит таможенное оформление грузов, их перегрузка на авто- или ж/д транспорт для дальнейшей отправки.
– Есть ли сегодня проблема с логистической инфраструктурой?
– Большинство имеющихся и строящихся логистических центров не оборудованы подъездными железнодорожными путями и полностью ориентированы на автомобильный транспорт. Основная причина в том, что подходящие для строительства логистических центров площади изначально находятся вне зоны охвата ж/д сети. В итоге торговые сети вынуждены самостоятельно решать свои логистические проблемы, инвестируя в непрофильный бизнес – строительство торгово-распределительных центров и создание собственных автотранспортных предприятий вместо передачи всей логистики на аутсорсинг. Такого рода инвестиции, дополненные расходами на «Платон» и растущими топливными издержками, приводят к снижению доходности бизнеса примерно на 30%. Это подтверждают данные аналитического агентства INFOline, которое относит расходы на диверсификацию бизнеса к числу основных факторов падения уровня прибыли торговых сетей.
Если говорить об инфраструктуре в целом, то крупных и оснащенных логистических хабов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на данный момент нет. Хотя потребность в них сегодня более чем актуальна. Решить проблему мешает отсутствие комплексного подхода к созданию транспортно-логистической системы (ТЛС) региона. Процессы планирования затянуты, проекты развития города носят локальный характер и не соответствуют требованиям транспортных систем. Кроме того, отсутствуют предложения по продаже земельных участков площадью более 100 га. Бизнес не имеет возможности в полной мере использовать мультимодальные перевозки. Сейчас есть только проекты по созданию логистических хабов, для реализации которых требуется государственная поддержка. В частности, есть планы строительства логопарков на территории аэропорта Пулково и прилегающих к нему площадях, а также на территории порта Усть-Луга, который находится вблизи крупного ж/д узла.
– Как сегодня развивается этот сектор? Есть ли драйверы?
– В настоящее время логистические проекты в нашей стране реализуются стихийно. Появление хабов и центров в местах реального пересечения транспортных потоков благотворно скажется на общем состоянии ТЛС региона, что, в свою очередь, положительно повлияет на экономику страны в целом.
Залогом такого развития может стать использование опыта наших европейских коллег из Германии и скандинавских стран. Нам нужно сосредоточиться на интеграции между уже существующими транспортными узлами вместо создания новых. Необходимо сконцентрироваться на мультимодальных перевозках, осуществить логистическое планирование на национальном, региональном и местном уровнях. Управление хабами и логистическими центрами должно происходить по модели государственно-частного партнерства. Власть определяет приоритеты и отражает их в федеральном бюджете и законодательстве. Бизнес, в свою очередь, развивает транспортно-логистический комплекс региона, располагая поддержкой и четкими ориентирами государственной политики.
– Какое влияние оказывают экономические тенденции на логистику?
– Главным фактором, влияющим на экономическую ситуацию в России и мире, сегодня является коронавирус. В связи с этим на внутреннем рынке наблюдается рост доли перевозок продовольственных и промышленных товаров, оборудования. Но игроки логистического рынка все-таки ожидают скорого падения мощности грузопотока. Выводы делать преждевременно, поскольку ситуация пока развивается непредсказуемо.
Если говорить о других факторах, то развитие электронной коммерции стимулирует логистических операторов к повышению эффективности процессов и внедрению новых технологий и стандартов во все звенья логистической цепочки (первая и последняя мили, обработка груза на складе, магистральная перевозка, документооборот и т. д.). Продажи товаров повседневного спроса через интернет-магазины растут примерно на 35% ежегодно. В таких условиях логистическая отрасль становится одним из драйверов цифровизации.
– Как развитие digital-платформ и технологий в грузоперевозках меняет логистику Петербурга? Какие изменения произошли в 2019 году?
– Рынок онлайн-сервисов в сфере логистики Северной столицы только начинает развиваться. Скоро все руководители российских компаний поймут необходимость интеграции технологий в логистические процессы. Цифровизация несет в себе явные преимущества. Для грузовладельцев это снижение расходов на перевозки примерно на 30%. Такая экономия становится возможной благодаря принципу шеринга, с одной стороны, и свободной конкуренции среди перевозчиков – с другой. Создание единой электронной базы перевозчиков делает реальным обеспечение транспарентности и безопасности доставок. Самим перевозчикам цифровизация принесет многократный рост эффективности работы: сокращение времени простоев, контроль реального состояния автомобилей с помощью телематических систем и, как следствие, снижение затрат на ремонт и обслуживание ТС. Внедрение IT-технологий и сервисов в логистические процессы позволит оптимизировать маршруты с учетом дорожной ситуации в режиме реального времени, получать информацию о местах стоянок и парковок, что благоприятно повлияет на дорожную обстановку, безопасность перевозок и позволит добиться дополнительной экономии топлива.
Цифровизация логистики приведет к тому, что на рынке грузоперевозок для всех участников процесса будут действовать честные цены, обусловленные объективными факторами: объемом груза, перевозимым на конкретном направлении, и количеством перевозчиков, работающих на маршруте. Складские операции упростятся, повысится их качество и снизится стоимость, появится возможность отслеживать онлайн нахождение груза, что позволит в целом улучшить уровень клиентского сервиса.
Уверен, что в скором будущем все участники рынка автоперевозок перейдут на цифровой формат работы, в котором логистические процессы будут простыми, доступными и выгодными для всех участников.
Беседовал Алексей Лебедев
Автор: Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.