+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.01.2022 10:45:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Пандемия довела склады до состояния дефицита

Сервис доставки и e-com изменили рынок складской недвижимости. Более того, сейчас участники рынка рассматривают под склады помещения, которые изначально вообще не предназначались под эти цели. Генеральный директор АО «Бизнес-Недвижимость» и основатель сети гибких рабочих пространств officeless Денис Беэр рассказал РЖД-Партнеру, как участники рынка разыскивают склады в Московском регионе.
Пандемия довела склады до состояния дефицита
– Дефицит складов довел рынок до роста базовых ставок на аренду. Но что может обрушить ставки, могут ли ставки снизиться?
– Если говорить о Московском регионе, то здесь к концу прошлого года доля свободных площадей вышла на уровень 0,5% – это сильнейший дефицит. В связи с этим базовая ставка аренды складской недвижимости только в Московском регионе увеличилась на 12–15% по итогам прошедшего года и теперь она достигла 5,5 тыс. руб. за квадратный метр в комплексах класса А.

Снижению ставки аренды будет способствовать расширение предложения. С начала 2021 года больше половины рынка занимали объекты формата built-to-suit. Нехватка складских площадей уже привела к структурным изменениям рынка – девелоперы переходят в складской сегмент. И конечно, с ростом числа вводимых объектов будет снижаться ставка.

Наиболее востребованы склады, реализованные по схеме built-to-suit. Уже многие компании заявили о желании строить самостоятельно склады под собственные запросы.

– Но почему рынок оказался в состоянии такого острого дефицита?
– Дефицит складов, на мой взгляд, связан со взрывным ростом сектора e-commerce и сервисов доставки.

– А может, есть смысл модернизировать существующие склады – достраивать второй этаж? Или как вариант – переоборудовать под склады торговые центры, которые все равно простаивают из-за пандемии и развития e-commerce?
– Склад является одним из самых быстро возводимых объектов коммерческой недвижимости, поэтому, на мой взгляд, достраивать существующие склады не стоит – изменение конфигурации всегда выходит дороже, чем постройка с нуля. В Европе существуют прецеденты по достройке, но для функционирования подобных складских комплексов используется робототехника. Возможно, со временем в России тоже будут использовать подобные решения.

Если говорить о простаивающих торговых центрах, то те из них, которые децентрализованы, находятся в печальном состоянии, действительно можно использовать как микс склада «последней мили» и даркстора.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions