В течение 3 дней поставщики логистических услуг, эксперты, разработчики и, конечно, пользователи делились новыми идеями и презентовали свои стартапы. Темами для живых дискуссий стали электрификация транспорта и, соответственно, сокращение негативного влияния на окружающую среду, цепочки поставок, развитие железнодорожной инфраструктуры, контроль трафика, взаимоотношения власти и ГЧП, развитие экосистем и наднациональных сетей.
Рефреном выставки стали две темы – экологичность и мобильность – как в части передвижения и перемещения пассажиров и транспортных средств, так и в части оказания тех или иных услуг и передачи данных.
Большинство компаний и структур, участвующих в выставке, представили свои стенды. К примеру, главными темами стенда Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии стали реализация Программы чистого воздуха на 2017–2020 гг. (Sofortprogramm Saubere Luft 2017–2020), логистика последней мили, новые технологии для пассажирских перевозок, а также совершенствование системы прокатов велосипедов и вклад в методы очистки воздуха и окружающей среды.
В частности, мероприятия министерства основываются на основе различных программ муниципалитетов. Чиновники (в том числе Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии) активно продвигают политику по развитию электромобилей и призывают к дополнительным расходам на закупку электромобилей и необходимой для их работы и зарядки инфраструктуры не только в муниципальных автопарках, но и в коммерческих компаниях (например, легкие коммерческие автомобили, такси, каршеринг). €650 млн по Программе чистого воздуха будет инвестировано в цифровизацию муниципальных систем продаж, в том числе €250 млн – на системы, работающие в автомобильной промышленности.
Часть средств также предусмотрена на переоснащение дизельных автобусов, мероприятия по строительству и расширению комбинированных транспортных средств обработки грузов, на модернизацию городской коммунальной техники и т. д.
Интересно, что на выставке были представлены также электрические скутеры. Директор выставки Hypermotion Данило Киршнер обращает внимание не только на большую популярность этой разновидности транспорта в Европе, но и на возникающие вместе с этим проблемы. Главная из них – небольшой срок работы батареи (всего 20–28 дней) и необходимость ее дальнейшей утилизации, что пагубно сказывается на состояние окружающей среды.
Поэтому сейчас разрабатываются скутеры с электрическим аккумулятором. На выставке Hypermotion можно было не только познакомиться с новыми разработками, но и самому прокатиться на них по специальному корту. Ездить на скутере разработчики берлинской компании CIRC предлагают при помощи специального приложения.
«Нам необходимы более совершенствованные технологии и решения и для переработки батарей. Мобильность предполагает, что ты можешь использовать все для передвижения – и скутер, и вертолет, и поезд. Это удобно, это шаг к людям», – комментирует Д. Киршнер.
Интерес у участников выставки вызвал электрический мобильный шаттл – автомобиль TX. Он построен полностью электрифицированным для обеспечения экологически чистого функционирования. Автомобиль, полностью оборудованный для использования в том числе лицами с ограниченными физическими возможностями, оснащен Wi-Fi, устройствами для зарядки телефонов и компьютеров. Салон автомобиля с панорамным люком на крыше, жидкокристаллическим дисплеем с высокими разрешением и т. д. рассчитан на шестерых пассажиров.
Комментируя стенды и стартапы участников выставки, Д. Киршнер подчеркивает, что даже в Германии есть не очень многолюдная, скажем, лесная территория, жителям которой также необходимо часто ездить в центр города. Именно поэтому компанией Hopper был разработан концепт небольшого транспортного средства с гибкими сидениями, который может работать по определенному алгоритму. Он распознает, как ехать по той или иной территории, приезжает, забирает пассажиров и отвозит в центр. В будущем стартап надеются перевести в автономный режим.
«Индивидуальный транспорт становится более общественным, а общественный – более индивидуальным. Это главная идея мобильности следующих лет и десятилетий. Мое мнение: в будущем все будет автоматическим. Но нужно понимать, что у каждого свое мнение о мобильности», – отмечает он.
Технологию того, как одно транспортное средство может трансформироваться из пассажирского в грузовое и обратно продемонстрировал стартап немецких предпринимателей под названием Motion board. Этот электромобиль имеет шасси, которые предназначены в том числе для автономного управления. Особенность платформы состоит в том, что можно поставить на нее другую часть – к примеру, другие пассажирские сидения – и использовать как маленький автобус, машину или же грузовик.
Отдельной темой для обсуждения на выставке стала мобильность железнодорожного транспорта и его электрификация. Так, к примеру, в качестве пилотного проекта Австрийские железные дороги совместно с компанией Siemens Mobility развивают идею энергоснабжения поездов, работающих на электрической аккумуляторной батарее. Первые прототипные экопоезда Desiro ML Cityjet уже ездят в течение 2 месяцев в Австрии. Спрос на альтернативные приводные технологии и гибридные решения растет, утверждают представители компании Siemens на выставке Hypermotion.
Здесь стоит отметить, что компания Siemens в целом является одним из ведущих партнеров отрасли и муниципалитетов Германии. Технологии компании помогают городам улучшать транспортную ситуацию, делать города более удобными, оптимизировать движение.
Нидерландская компания Avy разработала дрон с крыльями – комбинированную технологию аэроплана и дрона. Его особенность в том, что он взлетает вертикально из любой точки, переходя в состояние полета и передвигаясь автоматически на необходимую территорию. Максимальная дистанция для полета этого дрона составляет 100 км, а выброс вредных веществ в атмосферу нулевой. Любопытно, что он может работать при температурах от +5°C до +45°C. Сейчас этот авиадрон экспериментально работает в Африке.
Добавим, что на выставке также были представлены оптические камеры (для регулирования вопросов оптимизации движения и трафика как людей, так и товаров, в том числе в аэропортах), приложения для определения местоположения груза, решения и платформы для развитии технологии блокчейн.
Широкая аудитория также познакомилась с запуском первого в Германии электрического автобана. Разработкой технологии занималась компания ELISA, а компания Siemens оснастила грузовики токоприемниками по десятикилометровому участку автобана недалеко от Франкфурта. В эксперименте участвуют несколько логистических компаний. Эта технология также призвана сократить выбросы углекислого газа в окружающую среду.
Заметим, что выставка Hypermotion стала отличной площадкой не только для демонстрации тех или иных новейших разработок и обмена опытом, но и для открытого обсуждения целого ряда тем. Так, к примеру, отдельная сессия на выставке была посвящена развитию технологии Hyperloop.
Представители компании Hyper Poland разработали первый в Центральной и Восточной Европе прототип поезда-гибрида на магнитолевитационной подушке, который может работать на существующих железнодорожных путях. Скорость, которой он сможет достигать, составляет 415 км/ч (257 миль в час). Технология получила название MagRail.
Представитель компании – главный исполнительный директор Hyper Poland Катарина Фолианти – подчеркнула, что Hyperloop – это совершенно новый вид передвижения.
«У нас заняло очень много времени, чтобы реализовать это решение, особенно в Европе. Наша компания начала развитие технологии немного с другой точки зрения. Мы заявили, что нам нужен какой-то переход до того, как Hyperloop будет сам по себе реализован. И мы начали развивать технологию поезда на магнитолевитационной подушке, но который передвигается на существующей инфраструктуре. Наше транспортное средство может включать в себя уже реализованные пути. Объем затрат оценивается намного ниже, чем затраты на строительство путей для высокоскоростных поездов. В таких условиях мы можем тестировать нашу технологию, которая в будущем можем быть реализована в систему Hyperloop. И мы можем развивать эту технологию или изменять ее при необходимости. С другой стороны, мы не развиваем совсем новый вид транспорта с самого начала. Мы занимаемся апгрейдом тех путей, что действуют прямо сейчас», – сказала она.
К. Фолианти добавила, что эта технология может стать отличной схемой для грузовых перевозок, а именно для перехода груза с дороги на железную дорогу.
При этом коммерческий директор нидерландской компании Hardt Hyperloop Марк Гезе подчеркнул, что развитием технологии в Европе следует заниматься над наднациональном уровне, но также необходима и поддержка отдельных государств.
«Наша тестовая разработка уже перевозит товары по тестовому треку, который позволяет тестировать все существующие технологии, но еще не на высокой скорости. Мы также находимся в процессе создания Европейского центра технологии Hyperloop. К 2022 году будет возможно развивать скорость до 700 км/ч в трубе с меньшим диаметром 2,5 км.
Эта система уже используется для грузовых перевозок. Более того, мы сейчас работаем со всеми заинтересованными сторонами в Европе над концепцией пилотного маршрута, который мог бы быть введен в эксплуатации к 2028 году», – сообщил он.
Еще одна сессия была посвящена воздушному такси. Что это такое в целом? И как воздушное такси может быть интегрировано в существующие транспортные системы?
Отметим, что в октябре воздушное такси, разработчиком которой является немецкая компания Volocopter вместе с британской компанией Skyports, провела первые испытания с двумя пассажирами в Сингапуре.
Вопросом для обсуждения стала также возможная роль в этом процессе Deutsche Bahn как транспортной системы. По словам старшего аналитика венчурного департамента немецкой компании – основного железнодорожного оператора Deutsche Bahn AG Татьяны Винтер, сейчас Deutsche Bahn – лидер в плане мобильности. «Мы разрабатываем бизнес-модели, новые технологии, которые были бы востребованы в течение ближайших 5–10 лет. Мы действительно хотим, чтобы Deutsche Bahn был инновационным. Для того чтобы достичь этой цели, мы рассматривает каждую модель транспорта и в том числе новые его виды, как, например, воздушное такси», – сказала она.
Т. Винтер подчеркнула, что компания изучает различные проекты того, какую роль Deutsche Bahn может играть на рынке. «Сегодняшний вопрос – как мы можем интегрировать воздушное такси и систему его мобильности. Также главный вопрос – какая бизнес-модель будет верной и как это все будет выглядеть. Нам необходимо говорить об этом прямо сейчас, потому что инфраструктура меняется, и мы взаимодействуем на эти темы с различными партнерами. Продукты, которые мы сейчас используем, помогут нам просчитать и изучать все возможности», – отметила она.
Добавим, что главная задача выставки Hypermotion – придать новый импульс развитию цифровых логистических решений и экологически чистых видов транспорта.
Автор: Наталья Гусаченко
Фото: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.