+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.10.2021 15:40:19
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Упор на цифру, баланс, доступность и регионы: какой будет транспортная стратегия – 2035?

Накануне президент страны Владимир Путин провел заседание президиума Государственного совета, участники которого обсудили проект транспортной стратегии России. Она просчитана на период до 2030 года и включает прогноз на более отдаленный период, более дальний горизонт – до 2035-го.
Согласно документу, реализация мероприятий стратегии осуществляется в три этапа. Первый этап реализуется с 2021 по 2024 год, второй – с 2025 по 2030 год, третий – с 2031 по 2035 год.

В варианте, представленном на совете, цели стратегии выглядят достаточно амбициозными. Но смогут ли они реализоваться в полном объеме с учетом дефицита региональных бюджетов, нехватки кадров, пробелов в нормативно-правовой базе и будущей углеродной нейтральности? Кроме того, нельзя не учитывать целый ряд новых рисков и вызовов, возникших во время пандемии.

РЖД-Партнер обозначил основные пойнты документа и самые острые вопросы, стоящие перед транспортной отраслью.

О стратегии

Ключевой принцип нынешней стратегии – клиентоцентричность. Как поясняет министр транспорта Виталий Савельев, документ впервые структурирован не по видам транспорта, а по категориям услуг для населения и бизнеса. Во-вторых, введены механизмы единой опорной транспортной сети (ЕОТС) и транспортно-экономического баланса (ТЭБ)

В-третьих, один из основных акцентов стратегии – ускоренная цифровизация и прорывные технологические решения, от беспилотного транспорта до низкоуглеродных решений.

Стратегия еще не принята, но участники заседания обозначили свои правки и акценты по развитию транспортной отрасли. Представляя стратегию, президент подчеркнул, что каждый гражданин России, где бы он ни жил, должен быть обеспечен надежным, безопасным транспортным сообщением. В разных регионах – разный уровень развития транспортной инфраструктуры, «нам важно именно повсеместно выходить на высокие стандарты в этой сфере», не только строить дороги и вокзалы, порты и пристани, но и содержать действующие и вновь строящиеся, построенные уже объекты, своевременно, качественно проводить их ремонт, обеспечивать нормативное состояние региональной и муниципальной инфраструктуры.

Исходя из положений стратегии, регионы России при поддержке федерального правительства должны подготовить свои планы развития транспортного сектора с необходимыми финансовыми, организационными и прочими ресурсами.

Базовые задачи реализации стратегии – стимулирование использования водного и железнодорожного транспорта как более экологичных; переход на новые виды топлива; развитие общественного транспорта в агломерациях; строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры в соответствии с принципами устойчивого развития; рост грузового транзита через территорию России; рост доли российских авиахабов в перевозках Европа – Азия и участие РФ в формировании правил международной торговли транспортными услугами.

Целевые результаты (базовый сценарий) к 2035 году

К 2035 году предполагается, что подвижность среднего россиянина вырастет до 15,6 тыс. км на человека в год. Транспортный риск (погибшие в ДТП на 10 тыс. автомобилей) должен снизиться в 3 раза, а выбросы вредных веществ в агломерациях – на 20%.

Грузовладельцы от реализации стратегии должны получить такие эффекты, как четырехкратный рост скорости мультимодальных перевозок несырьевых грузов – до 1000 км/сут., приведение в нормативное состояние не менее 85% инфраструктуры ЕОТС при сегодняшних 62%. 100% перевозочных документов должны быть переведены в электронный вид, мощности железнодорожной инфраструктуры для экспорта – вырасти до 327 млн т, а объемы перевалки грузов в морских портах – на 438 млн т.

Согласно базовому сценарию до 2035 года должен произойти рост грузовых и пассажирских перевозок в соответствии с транспортно-экономическим балансом.

А именно – рост погрузки на 11% с учетом перехода от сырьевой к сервисной экономике. Контейнеры прирастут в 2,2 раза – до 11,2 млн т, объем контейнерных перевозок в транзитном направлении по территории страны (всеми видами транспорта) может составить до 3,7 млн ДФЭ в год, перевозки железнодорожным транспортом – на 39%, до 1 772 млн т, перевозки водным транспортом – в 2 раза, с фактических 108 млн по итогам 2019 года до 222 млн т.

Суммарный объем торговли между странами, тяготеющими к МТК Север – Юг, в 2019 году составил более 200 тыс. ДФЭ. На горизонте до 2035 года объем торговли вырастет до 400 тыс. ДФЭ, из которых 50 тыс. ДФЭ – товары с высокой добавленной стоимостью, которые в будущем могут доставляться транзитом через Россию.

В дальнем сообщении объемы всех перевозок вырастут на 32%, городские и пригородные – на 15 п. п.

Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин при обсуждении стратегии акцентировал внимание на необходимости сокращения сроков инвестиционно-строительного цикла: на сегодня при строительстве транспортных объектов максимальное количество согласующих процедур может достигать 600, а максимальное количество дней – 1800. Без сокращения сроков, по словам вице-премьера, реализовать большие проекты будет крайне сложно.

Инвестиции

Реализация мероприятий и проектов транспортной инфраструктуры требует значительных инвестиций в развитие и строительство объектов транспортной инфраструктуры за счет как бюджетных средств, так и внебюджетных источников. Поэтому одна из целей стратегии – в рамках имеющихся возможностей найти оптимальный баланс между расходами на новые стройки и содержание инфраструктуры. Так, по данным Минфина, в 2021 году дополнительно на развитие транспортной инфраструктуры выделено 320 млрд руб. Таким образом, в текущем году общий объем средств на все мероприятия транспортной инфраструктуры составит около 1,3 трлн руб.

При этом, как высказался министр финансов РФ Антон Силуанов, ведомство предлагает рассмотреть создание модели фонда развития промышленности – некоего «револьверного» фонда, откуда регионы смогут и занимать средства, и возвращать свой долг.

С 2014 по 2019 год в стране наблюдался высокий среднегодовой темп прироста инвестиций в транспорте (5–5,5% в год по крупным и средним организациям транспортного комплекса). Для достижения целей стратегии в базовом сценарии необходимо поддерживать этот темп инвестиций до 2030-го и тем самым увеличить инвестиции в транспорт с существующих 2,3% ВВП в среднем за 2014–2019 гг. до 3,3% ВВП, что будет соответствовать среднемировому уровню.

С учетом прогноза динамики ВВП на период до 2035 года инвестиции в транспортной отрасли составят (суммарно по периодам в сопоставимых ценах прошлого года): на период 2021–2024 гг. – 12,6 трлн руб., 2025–2030 гг. – 24,8 трлн руб., 2031–2035 гг. – 23 трлн руб.

Суммарно для реализации целей стратегии потребуется при базовом сценарии более 23 трлн руб. бюджетных средств и 37 трлн руб. внебюджетных.

Совокупный эффект на экономику от реализации стратегии до 2035 года – 160 трлн руб., из них 90 трлн реализуется в период 2021–2035 гг. и еще 70 трлн – до 2050 года.

Пассажирские перевозки

На сегодня уровень транспортной подвижности населения в РФ в 2–4 раза ниже в сравнении с развитыми странами.

В стратегии отмечается низкая транспортная подвижность населения и нереализованный потенциал внутреннего и въездного туризма, который препятствуют сбалансированному развитию страны и регионов. В частности, более 3,7 млн человек проживают более чем в 2 ч езды от железнодорожной станции или аэропорта, более 4 млн человек проживают более чем в 4 ч езды до среднего или более крупного населенного пункта (с населением свыше 50 тыс. человек).

В 4–10 раз выше потери времени в пробках на поездку у жителей крупных и крупнейших агломераций в сравнении с сопоставимыми по населению зарубежными городами в соответствии с индексом загруженности дорог. В 1,5–2 раза выше уровень смертности в ДТП в крупных и крупнейших агломерациях в сравнении с сопоставимыми зарубежными городами.

Более того, сегодня 75% транспортных средств имеет возраст старше 15 лет и 80% инфраструктуры наземного электротранспорта изношено. Уровень вредных выбросов в крупных и крупнейших агломерациях в сравнении с зарубежными городами выше в 1,5 раза.

Транспортная стратегия предполагает, что максимальная длительность поездки до магистральной инфраструктуры на общественном транспорте или автомобиле, а также максимальная длительность поездки до муниципального центра будет не более 2 ч.

Максимальная длительность поездки между центрами двух соседних субъектов РФ не будет превышать 5 ч, а модернизировано будет 100% всех аэропортов страны.

Согласно стратегии, предполагается оптимизация маршрутных сетей междугородних перевозок и обеспечение сбалансированности государственной поддержки для всех видов транспорта; обеспечение комфортных мультимодальных поездок; развитие региональных и местных воздушных перевозок; комплексная оптимизация систем транспортного обслуживания в городских агломерациях; обновление транспортных средств.

Комментируя стратегию, председатель совета директоров АО «Центральная пригородная пассажирская компания» Михаил Хромов отметил, что финансовое состояние бюджетов не позволяет многим регионам реализовать проекты по обновлению общественного транспорта. Поэтому целесообразно рассмотреть для проектов общественного транспорта предоставление средств Фонда национального благосостояния и инфраструктурных бюджетных кредитов на специальных условиях. А именно – минимальная ставка при максимальном сроке использования этих денег, а также целевых субсидий федерального бюджета, направляемых напрямую регионам. Для недопущения существенного роста стоимости проезда пассажиров в городском и пригородном железнодорожном транспорте предлагается продлить до 2035 года действующие меры – льготный коэффициент 0,01 к тарифу на услуги инфраструктуры и нулевой НДС для пригородных железнодорожных перевозок.

Развитие общественного транспорта, городского и пригородного сообщения. – один из главных акцентов стратегии. По мнению первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, деньги на содержание общественного транспорта и местных дорог необходимо распределять по новым правилам. Обновлять общественный транспорт предложено тоже по новой программе.

Президент заявил, что общественный транспорт можно обновлять также за частные средства.

Грузовые перевозки

Сегмент грузовых перевозок сегодня в стране характеризуется низкими скоростью, надежностью и полнотой услуг при транспортировке несырьевых грузов. Из-за недостаточного развития мультимодальных перевозок и несбалансированности структуры перевозок по видам транспорта дополнительные экономические затраты на перевозку (включая транспортный риск и вредные выбросы) составляют 750 млрд руб. в год.

Уровень развития мультимодальных перевозок для несырьевых грузов по сравнению с мировыми – ниже в 1,5–3 раза. Кроме того, несмотря на развитие контейнерных перевозок, уровень контейнеризации перевозок в РФ по сравнению со странами – лидерами в области качества оказания логистических услуг ниже в 2–3 раза.

Для современного рынка грузоперевозок характерна высокая доля автомобильных перевозок на дальних расстояниях. Более 30% составляет доля перевозок несырьевых грузов автомобильным транспортом на маршрутах свыше 1000 км при оптимальном поясе дальности 500–700 км с учетом совокупной экономической стоимости.

Меры стратегии призваны увеличить доходы от деятельности российских организаций транспортного сектора на рынке международных перевозок и транзита пассажиров и грузов через территорию страны, повысить эффективность логистики при обслуживании внешней торговли РФ и доходы от экспорта российских транспортных технологий, снизить внешнеполитические риски для российских предприятий транспортного сектора при работе на международных рынках.

Основными направлениями, выделяемыми в стратегии, являются обеспечение бесшовной логистики на пограничных переходах; сбалансированная тарифная политика; запуск регулярных контейнерных поездов между крупнейшими агломерациями; расширение мультимодальной инфраструктуры; расширение систем взимания платы за пользование инфраструктурой и развитие грузовых деревень.

Железнодорожный комплекс

На сегодня, по сообщению заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина, программа увеличения объема пассажирских перевозок и комфорта населения не обеспечена финансированием. Включить ее в инвестиционную программу РЖД достаточно сложно. Более 23 регионов проявляют большую заинтересованность в этом проекте.

Во время заседания президиума Государственного совета генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров назвал документ в части железнодорожного транспорта «амбициозным и насыщенным». По его словам, более трети инвестиций стратегии – около 36% – предусмотрены на развитие железнодорожного транспорта. Речь идет о сумме в 23,7 трлн на ближайшие 15 лет.

При этом О. Белозеров обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой дать поручение о решении вопроса выделения необходимых средств компании. Топ-менеджер отметил, что в инвестпрограмме, которая направлена сейчас в Госдуму, по-прежнему есть дефицит на 2022–2024 гг. – более 34 млрд руб. «При этом еще в этом году весь объем перевозок не закрыт на 8 млрд руб., кроме того, есть исторически сложившаяся задолженность. Поэтому я просил бы дать поручение и этот вопрос закрыть, потому что прирост пассажирооборота, качество и комфорт напрямую зависят от создания финансовых условий», – резюмировал О. Белозеров, обращаясь к президенту.

Анализируя итоги реализации предыдущей стратегии, О. Белозеров отметил также, что с 2011 по 2020 год РЖД приросли в грузообороте на 22%, в пассажирообороте – на 21%. «Мы вышли в лидеры по безопасности и энергоэффективности за этот промежуток времени. С 2015 года мы переломили тренд по наращиванию километров с просроченным ремонтом, несмотря на рост грузооборота – с 25 тыс. он снизился до 3,9 тыс. При этом согласно амбициозным планам к 2035 году мы должны прирасти на 30% в грузовых перевозках и практически в 1,5 раза – в пассажирских», – отметил глава холдинга.

Автомобильные перевозки

По мнению президента общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александра Шохина, введение платы за использование региональных дорог должно быть правом субъектов Федерации и не должно в обязательном порядке внедряться. Кроме того, необходимо предусмотреть альтернативные бесплатные дороги, а тарифы не должны быть завышенными, чтобы вся система взимания платы правильно функционировала. 

Что касается непосредственно дорог, здесь, по мнению Минфина необходимо провести расчистку региональных дорог с федерального уровня, а также рассмотреть вопрос сокращения нормативов на их содержание.

Комментируя проект стратегии, губернатор Курской области Роман Старовойт предложил предусмотреть источники устойчивого наполнения дорожных фондов, а также закрепить за регионами право разработки собственной системы дифференцированных административных штрафов за нарушение правил дорожного движения с учетом платежеспособности населения конкретного региона.

По экспертным оценкам, в среднесрочной перспективе в стране требуется обновление около 60% парка автобусов, 6,5 тыс. трамваев, 7,5 тыс. троллейбусов, а также более 5 тыс. вагонов пригородного железнодорожного сообщения.

Председатель комиссии Государственного совета РФ по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов предложил включить в документ развитие муниципальных дорог, так как на сегодня по муниципальным дорогам и дорогам непосредственно населенных пунктов, не входящих в агломерацию, целевые показатели приведения к нормативу не предусмотрены.

Среди самых узких мест на автомобильной сети страны глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев называет три федеральные автодороги – «Лена», «Вилюй» и «Колыма». Из-за схода льда по каждой из них в течение полугода отсутствует проезд. Развитие этих дорог сдерживает развитие всего северо-востока России – не только Якутии, но и других регионов.

Авиационный транспорт

В настоящее время в стране наблюдается низкая прямая региональная связность – 61% внутренних воздушных перевозок проходит через Москву.

По данным главы Минпромторга России Дениса Мантурова, более 70% парка (320 ед.) региональных воздушных судов подлежат замене.

А. Николаев обратил внимание на состояние малой авиации на Севере. «Нам необходимо быстрее вводить новые самолеты и класса Ан-2, и класса Ан-24. В этой части серийное производство самолетов пока у нас запаздывает. А самолеты, к сожалению, новее не становятся», – обратился глава к президенту.

Комментируя эту проблему, Д. Мантуров отметил, что обслуживание самолетов Sukhoi Superjet авиакомпанией «Якутия» не осуществляется своевременно. «Здесь мы хотим обратить внимание региона на то, чтобы либо были подписаны контракты жизненного цикла, либо своевременно местная АТБ обеспечивала закупку запасных частей и имела соглашение о сопровождении данных самолетов. В противном случае мы вместе с ГТЛК будем вынуждены изъять из эксплуатации эти самолеты у «Якутии», – сказал министр.

Добавим, что в 2023 году многоцелевой местный самолет ЛМС «Байкал» должен получить сертификат. А в 2025-м начнутся поставки турбовинтового самолета ТВРС-44.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions