+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.09.2022 15:51:53
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Туманные перспективы латвийского транзита

Несмотря на геополитическую ситуацию, год для латвийских транспортников, с одной стороны, начался неплохо. За январь – июнь объем перевалки грузов в латвийских портах увеличился на 15,3%, до 23,58 млн т, перевезенных товаров по железной дороге стало больше на 17,6% – 12,2 млн т. С другой стороны, прирост стал возможен не из-за увеличения грузопотоков, а на фоне резкого проседания оборотов транзитно-транспортной отрасли в 2019 и 2020 гг. Более-менее хорошо чувствуют себя стивидоры, занимающиеся обработкой лесных и контейнерных грузов, угля. Все остальные вынуждены менять профиль, искать новые возможности на рынке, который в настоящий момент претерпевает глубинные изменения.
Среди заметных тенденций в отрасли в Латвии можно выделить уменьшение грузопотоков из России и Белоруссии. В свою очередь, объемы из Казахстана выросли за полугодие в 72 раза. Если за 6 месяцев прошлого года перевезли 34 тыс. т азиатских грузов, то в этот период «дочка» латвийской железнодорожной компании Latvijas dzelzcels – LDz Cargo – перевезла 2,46 млн т грузов из Казахстана.

На рост тоннажа в портах и на железной дороге повлияли два фактора. В марте фиксировался очень большой прирост грузов, потому что компании стремились вывезти грузы из России после 24 февраля, опасаясь, что они могут застрять в РФ или попасть под санкции. И еще одна причина скачка – увеличение спроса на уголь в Европе в связи с ростом цен на энергоресурсы. Отсюда – активизация канала по вывозу казахстанского угля. По неофициальной информации, Казахстан в феврале перенаправил также ряд транзитных маршрутов из портов России в латвийские порты.

И все же грузопотоки в латвийском коридоре продолжают уменьшаться, и количество переваливаемых грузов вряд ли будет расти. В июне объем переваленных грузов в портах Латвии уже сократился на 6%, до 3,4 млн т. Это на 228,8 тыс. т меньше по сравнению с оборотом мая этого года.

По данным Министерства сообщений страны, влияние санкций в июне сказалось на снижении потоков нефтепродуктовых и химических грузов. Обработка наливных за январь – июнь 2022 года по отношению к январю – июню 2021-го упала на 16%, до 3,8 млн т. Но в портах подросли объемы контейнеризированных грузов – на 16,6%, до 2,4 млн т, накатные также увеличились на 17,5%, до 1,9 млн т. Как видим, латвийские компании по обработке контейнеров чувствуют себя неплохо. Несмотря на то, что в период пандемии нарушились логистические цепочки и сроки доставки, но вместе с тем появились и новые маршруты.

Сейчас наиболее уязвимым сектором латвийской транспортной системы является железнодорожный транспорт, потому что всегда был ориентирован по большому счету на транзит российских грузопотоков. Не секрет, что на долю российских и белорусских потоков приходится около 85% от общего объема, перевозимого по железной дороге. И возможная блокада границы может практически полностью остановить это движение.

Тоннаж Latvijas dzelzcels за январь – июнь пока в плюсовом поле во многом за счет казахстанских грузопотоков угля. А вот перевозки нефтепродуктовых грузов упали на 25%, до 2,16 млн т. Зерновых в I полугодии было зафиксировано 2,03 млн т (+11%). Однако железнодорожная компания уже несколько лет дотируется государством, а была самоокупаемой с миллионными отчислениями в бюджет. Министр транспортного ведомства недавно заявил в интервью прессе о том, что впредь дотации на продолжение деятельности железнодорожной компании будут измеряться десятками миллионов евро. При этом LDz продолжает увольнять сотрудников, распродает локомотивы и подвижной состав.

Латвийские предприниматели, стивидоры сейчас находятся в новой для себя ситуации, когда приходится выбирать короткий горизонт планирования.

Участники рынка отмечают, что в Латвии в сложные 1990-е гг. работать было проще. Текущая деятельность ведется на фоне постоянных ожиданий санкций, изменений и вопросов. Какие перспективы могут быть у страны, чьи коридоры были спланированы под транзитные потоки? Какая может быть грузовая база, если внутренних грузов на всех не хватит? Что будет в дальнейшем с российскими и белорусскими потоками в Латвии? Станет ли возможным транзит из третьих стран через Россию в порты Евросоюза?

Экономист Банка Латвии Янис Маурис в интервью агентству Leta рассказал, что «дальнейший прогресс в грузоперевозках во многом будет определяться будущими санкциями против России». Сейчас уже невозможен ввоз металлов, древесины, цемента и удобрений, а во второй половине года вступит в силу запрет на ввоз угля и других видов ископаемого топлива. Кроме того, в марте следующего года появится ограничение на ввоз различных нефтепродуктов в Европу, в результате чего объем грузов в латвийском транспортном секторе продолжит снижаться. Я. Маурис пояснил, что «худшим сценарием для отрасли будет ответ России на примененные к ней санкции отказом в транзите товаров через ее территорию». Это приведет к еще большему падению тоннажа в латвийских портах.

К моменту подготовки материала стало известно, что с 10 августа в Евросоюзе начал действовать запрет на импорт или транзитные перевозки российского угля и других твердых ископаемых видов топлива в рамках 5-го пакета санкций. По оценке Еврокомиссии, эмбарго затронет 25% всего российского угольного экспорта на сумму €8 млрд в год.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions