• Ставка на полувагон
    2300
    10 %
    руб./сут.
    Февраль 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 76.59 0.03 EUR ЦБ РФ 82.78 0.48
    BTC 28067.74 usd BTC 2161215.98 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.02.2023 09:25:11
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Санкции на нефтегрузы работают не так, как предполагалось ранее

Риски санкций весьма специфически отразились на погрузке нефти и нефтепродуктов. В январе их погрузка на РЖД снизилась до 18,5 млн т (-4,9%). При этом, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в минус ушли практически все номенклатуры, за исключением бензина, дизтоплива, битума и прочих темных нефтепродуктов.
Санкции на нефтегрузы работают не так, как предполагалось ранее
Статистика не позволяет утверждать, что в январе 2023 года из РФ активно вывозили дизтопливо на экспорт – по крайней мере, это справедливо для спота. Ведь те объемы нефтепродуктов, которые перемещаются по РЖД и далее прокачиваются за рубеж через морские порты, поступают именно на мировые биржевые площадки.
Наоборот, перевозки дизтоплива по сети на экспорт сократились на 11%. А в целом прирост объемов перевозок данной номенклатуры по сети обеспечило, как это ни парадоксально, внутреннее потребление (+15% к январю 2022 г.).

А вот бензина ушло на экспорт больше, чем в январе 2021 года, на 28%. И это весьма любопытно. Ведь припортовые европейские терминалы в основном заточены на российское дизтопливо. Оно смешивается с техническим растительным маслом для получения экологически чистого топлива.
Подобного не делают в таких странах, как, скажем, Индия, а потому там востребован российский бензин. И это означает, что рокировка в поставках за рубеж нефтепродуктов началась. Соответственно, если в структуре продаж будет преобладать бензин, то это может означать смещение акцентов с европейского рынка на рынки третьих стран.

Рост объемов доставок битума по РЖД опять-таки связан с его экспортом. В указанном сегменте объемы подскочили при перевозках за рубеж в 1,7 раза. Объемы данной номенклатуры на экспорт традиционно небольшие, но они вполне могут в дальнейшем возрасти.

Что экспорт увел в минус?

Все остальные виды нефтегрузов железнодорожные отправки на экспорт увели вниз. Меньше оказались перевозки мазута – на 10%. Причем эти потери не смог перекрыть даже повышенный спрос на мазут на внутреннем рынке на фоне холодов.

Сырая нефть на экспорт прокачивалась через морские терминалы преимущественно по трубе. А в цистернах ее вывозили за рубеж на четверть меньше, чем в январе 2021 года.

Ну, а железнодорожные перевозки керосина просели как внутри РФ, так и на экспортных маршрутах. Однако больше в первом случае, чем во втором. В целом же минус составил не менее 11%.

Что касается прочих светлых нефтепродуктов, то их составляет преимущественно нафта. Тут перевозки по РЖД на экспорт и внутри РФ снизились примерно пропорционально. А итоговый минус составил около 10%.

Новые риски для спекулянтов

Приведенные данные указывают на то, что рынок нефтегрузов сегодня представлен во многом как спекулятивный. Аналитики строят в основном догадки о поведении российских экспортеров.

И никак не могут поверить, что в январе проявились как раз признаки разворота продаж российской нефти и нефтепродуктов из Европы в сторону третьих стран. А поскольку туда продажи идут морем по контрактам FOB, то отследить реальную цену российского сырья и топлива на практике крайне затруднительно. Все представленные выкладки – не более чем расчеты и предположения.

Неслучайно главный исполнительный директор (президент) нефтегазовой компании ПАО «НК Роснефть» Игорь Сечин в своем выступлении на сессии Индийской энергетической недели отметил, что цена на российскую нефть будет формироваться на реальных направлениях поставок, а не в Европе.

Референтной цены нет

Новизна ситуации заключается в том, что в 2023 году референтных цен на российскую нефть теперь, по сути, нет. Они будут формироваться там, куда реально поступит российская нефтепродукция, что ставит под удар расчеты по фьючерсам, связанным с котировками Urals.

«Чего нет, того нельзя считать», – сказал И. Сечин, намекая на то, что страны коллективного Запада создали риски разрушения принципов рыночной торговли.

К каким последствиям это приведет? Ответить на этот вопрос на данный момент невозможно. Требуется время.

Не случайно американские аналитики уже засомневались в эффективности санкций против РФ в сфере энергоносителей. Правда, как считают участники рынка в РФ, радоваться такому выводу рано.

Пока можно утверждать лишь одно: санкции начали работать не так, как ожидалось. Причем ожидалось – обеими сторонами глобального конфликта.

Тему, поднятую в публикации, намечено подробно осветить в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций», который проводит РЖД-Партнер 2 марта 2023 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions