+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.02.2023 09:25:11
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Санкции на нефтегрузы работают не так, как предполагалось ранее

Риски санкций весьма специфически отразились на погрузке нефти и нефтепродуктов. В январе их погрузка на РЖД снизилась до 18,5 млн т (-4,9%). При этом, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в минус ушли практически все номенклатуры, за исключением бензина, дизтоплива, битума и прочих темных нефтепродуктов.
Статистика не позволяет утверждать, что в январе 2023 года из РФ активно вывозили дизтопливо на экспорт – по крайней мере, это справедливо для спота. Ведь те объемы нефтепродуктов, которые перемещаются по РЖД и далее прокачиваются за рубеж через морские порты, поступают именно на мировые биржевые площадки.
Наоборот, перевозки дизтоплива по сети на экспорт сократились на 11%. А в целом прирост объемов перевозок данной номенклатуры по сети обеспечило, как это ни парадоксально, внутреннее потребление (+15% к январю 2022 г.).

А вот бензина ушло на экспорт больше, чем в январе 2021 года, на 28%. И это весьма любопытно. Ведь припортовые европейские терминалы в основном заточены на российское дизтопливо. Оно смешивается с техническим растительным маслом для получения экологически чистого топлива.
Подобного не делают в таких странах, как, скажем, Индия, а потому там востребован российский бензин. И это означает, что рокировка в поставках за рубеж нефтепродуктов началась. Соответственно, если в структуре продаж будет преобладать бензин, то это может означать смещение акцентов с европейского рынка на рынки третьих стран.

Рост объемов доставок битума по РЖД опять-таки связан с его экспортом. В указанном сегменте объемы подскочили при перевозках за рубеж в 1,7 раза. Объемы данной номенклатуры на экспорт традиционно небольшие, но они вполне могут в дальнейшем возрасти.

Что экспорт увел в минус?

Все остальные виды нефтегрузов железнодорожные отправки на экспорт увели вниз. Меньше оказались перевозки мазута – на 10%. Причем эти потери не смог перекрыть даже повышенный спрос на мазут на внутреннем рынке на фоне холодов.

Сырая нефть на экспорт прокачивалась через морские терминалы преимущественно по трубе. А в цистернах ее вывозили за рубеж на четверть меньше, чем в январе 2021 года.

Ну, а железнодорожные перевозки керосина просели как внутри РФ, так и на экспортных маршрутах. Однако больше в первом случае, чем во втором. В целом же минус составил не менее 11%.

Что касается прочих светлых нефтепродуктов, то их составляет преимущественно нафта. Тут перевозки по РЖД на экспорт и внутри РФ снизились примерно пропорционально. А итоговый минус составил около 10%.

Новые риски для спекулянтов

Приведенные данные указывают на то, что рынок нефтегрузов сегодня представлен во многом как спекулятивный. Аналитики строят в основном догадки о поведении российских экспортеров.

И никак не могут поверить, что в январе проявились как раз признаки разворота продаж российской нефти и нефтепродуктов из Европы в сторону третьих стран. А поскольку туда продажи идут морем по контрактам FOB, то отследить реальную цену российского сырья и топлива на практике крайне затруднительно. Все представленные выкладки – не более чем расчеты и предположения.

Неслучайно главный исполнительный директор (президент) нефтегазовой компании ПАО «НК Роснефть» Игорь Сечин в своем выступлении на сессии Индийской энергетической недели отметил, что цена на российскую нефть будет формироваться на реальных направлениях поставок, а не в Европе.

Референтной цены нет

Новизна ситуации заключается в том, что в 2023 году референтных цен на российскую нефть теперь, по сути, нет. Они будут формироваться там, куда реально поступит российская нефтепродукция, что ставит под удар расчеты по фьючерсам, связанным с котировками Urals.

«Чего нет, того нельзя считать», – сказал И. Сечин, намекая на то, что страны коллективного Запада создали риски разрушения принципов рыночной торговли.

К каким последствиям это приведет? Ответить на этот вопрос на данный момент невозможно. Требуется время.

Не случайно американские аналитики уже засомневались в эффективности санкций против РФ в сфере энергоносителей. Правда, как считают участники рынка в РФ, радоваться такому выводу рано.

Пока можно утверждать лишь одно: санкции начали работать не так, как ожидалось. Причем ожидалось – обеими сторонами глобального конфликта.

Тему, поднятую в публикации, намечено подробно осветить в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций», который проводит РЖД-Партнер 2 марта 2023 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions