Как продлить жизнь сооружению
На сегодняшний день в России выявлено более 6 тыс. искусственных сооружений, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии, сообщил сенатор Ирек Ялалов.
«Предварительный анализ показал, что больше 50% этих объектов не отслужили свой нормативный срок. То есть гигантские деньги [теперь] вынуждены тратить бюджеты РФ, регионов, муниципалитетов из-за того, что просто не было должного содержания мостовых сооружений», – сказал он, уточнив, что в неудовлетворительном состоянии находится немало мостов, построенных в 1980-х.
Впрочем, отмечает генеральный директор «НИЦ Мостов и Сооружений» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Шерали Валиев, то, что некоторое количество объектов причислено к аварийным, может оказаться спорным. Все зависит от того, как подходить к оценке их состояния.
«Были случаи, когда нас приглашали на аварийный мост, мы обследуем и даем заключение, что объект в нормальном состоянии. Бывает, нет никаких ограничений, никаких знаков, транспорт ездит, а мост числится аварийным. Хотя такие случаи не массовые, здесь нужно нормативное, техническое обеспечение, тогда будет эффективная эксплуатация сооружений», – говорит представитель МАДИ.
Тем не менее острота проблемы присутствует, и в рамках нацпроекта БКД была предусмотрена отдельная подпрограмма по восстановлению таких объектов. Целевое финансирование из федерального бюджета началось с 2022 года, за прошлый сезон было восстановлено 30 тыс. погонных метров (пог. м) аварийных мостов, в нынешнем предстоит отремонтировать 51 тыс. пог. м.
По мнению гендиректора ассоциации «РАДОР» Игоря Старыгина, нужно не только идти по пути увеличения объемов ремонтных работ, но и не допускать нанесения ущерба искусственным сооружениям, вести эффективную систему контроля за движением тяжеловесных транспортных средств.
Как помочь мостовику
До 2026 года планируется наращивать объемы капремонта. С учетом выполненных прошлогодних работ в нормативное состояние будет суммарно приведено 172,5 тыс. пог. м сооружений. Кроме того, с этого сезона началась реконструкция действующих и строительство новых объектов. За 3 года планируется сдать 21,6 тыс. пог. м.
Как ожидается, общее финансирование капитального ремонта, реконструкции и строительства мостов в 2022-2025 годах превысит 662 млрд руб.
Оздоровление сооружений уже набирает темпы, но в то же время проблемой оборачивается уход с рынка многих специализированных подрядных организаций. Как подчеркнул генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР) Юрий Агафонов, их число сократилось до 48, что для России крайне мало. В итоге наблюдается нехватка специалистов. Например, в Астраханской области большое число аварийных объектов, однако местных мостовиков нет, тендер выигрывают организации из других регионов.
В целом такая ситуация произошла по причине того, что вовремя не выделялись деньги на ремонт мостов, предприятия не получали должного внимания.
Так, подрядные организации вынуждены брать кредиты на закупку материалов, однако в сводно-сметном расчете эти дополнительные затраты не учитываются, компенсацию получить удается далеко не всегда, что ухудшает финансовое состояние подрядчиков, отметил генеральный директор АСДОР.
Аналогичная картина возникает и по затратам на расширенное банковское сопровождение, расходам, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств.
Чтобы исправить положение, необходимы изменения в нормативную базу, регламенты. Кроме того, заказчики, а это в первую очередь регионы, должны располагать средствами на соответствующую компенсацию.
«Если предусмотреть финансовую поддержку из федерального бюджета регионам, то региональные заказчики максимально бы применяли эти пункты, и мы поддержали бы строителей в части того, чтобы они хотя бы выходили не в минус, а в ноль», – пояснил Ю. Агафонов.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.