Cтруктура спроса и новые тренды
«Ассортимент импортируемых из Китая категорий товаров для ритейла остается классическим. Это одежда, текстиль, гаджеты, электроника, товары для красоты и здоровья, для дома и интерьера, товары для спорта и фитнеса, детские товары и игрушки, сумки, аксессуары, товары для питомцев и, конечно, товары для взрослых. Новыми локомотивами китайского импорта в ритейле я бы назвал товары, поддерживающие концепцию zero-waste. Набирающая силу у потребителя экологическая повестка провоцирует спрос на многоразовые сумки, бамбуковые приборы, экологичные средства хранения и многое другое. Но все же традиционными лидерами остаются электроника и умные гаджеты», – отмечает Никита Злобин, операционный директор A2 Forwarding.
По мнению Георгия Шевалдина, руководителя международных перевозок «Байкал-Сервис ТК», «локомотивами» китайского импорта в ритейле остаются товары народного потребления, а также оборудование, автозапчасти и запчасти для оборудования.
Валерия Фролова, представитель агрегатора TEUSTAT, добавляет: «Электроника, бытовая техника, комплектующие для автосервиса, DIY-сегмент, одежда и обувь остаются драйверами импорта. Но если раньше закупки шли крупными партиями, теперь большинство игроков выбирают гибкость – дробят поставки, диверсифицируют ассортимент и стараются избегать «заморозки» оборотных средств в пути».
Константин Игнатенко, сооснователь платформы Roolz, подчеркивает: «Товарная структура импорта из Китая сегодня более разнообразна, чем когда-либо. Наряду с привычными электроникой, одеждой и мелкой бытовой техникой наблюдаем устойчивый рост по позициям: DIY-товары, инструменты, автокомпоненты, посуда, товары для дома и линейки private label. Это отражает запрос ритейла на широкий ассортимент, быструю ротацию и контроль за ценой».
Как меняется логистика
После двух лет сбоев на фоне геополитических ограничений российские компании стали по-новому выстраивать логистику с Китаем. Обычные маршруты через Дальний Восток и Казахстан остаются, но все чаще уступают место южным морским коридорам и сухопутным направлениям через Центральную Азию.
«Два года срывов поставок и задержек контейнеров заставили ритейлеров прописывать более жесткие сроки доставки и большие штрафы за их нарушение», – поясняет Н. Злобин. По мнению спикера, при выборе маршрута сегодня важна предсказуемость.
Он также отмечает, что логистические сбои в ритейле – это не просто сдвиг в сроках поставки, а фактор, способный вызвать каскадные негативные последствия, включая снижение продаж и ухудшение финансовых показателей компании. Современные ритейлеры, опирающиеся на предиктивную аналитику и прогнозирование товарных остатков, критически зависят от точности и стабильности логистических процессов. Даже незначительные отклонения от графика, по мнению эксперта, могут привести к многомиллионным потерям.
В качестве примера Н. Злобин вспоминает свой опыт в компании «Медиа Маркт», где он занимался организацией логистических цепочек. По его словам, каждая задержка с поставкой напрямую отражалась на объемах продаж: пустые полки означали потерю выручки, а покупатели, не найдя нужный товар, нередко уходили к конкурентам. Особенно критичными он называл случаи, когда речь шла о сезонных или промо-товарах: если, например, новогодний ассортимент или школьные принадлежности поступали с опозданием, продать их по запланированной маржинальности становилось невозможно.
Также он рассказал о конкретной ситуации, когда под маркетинговую акцию была закуплена крупная партия китайских монобрендовых смартфонов. Однако срыв сроков производства, логистические задержки и сложности на таможне привели к тому, что кампания стартовала слишком поздно. В результате компания была вынуждена распродавать эти устройства по сниженным ценам, поскольку бренд не был широко известен и не пользовался устойчивым спросом. Это, по его словам, привело к прямым финансовым потерям.
Эксперты сходятся во мнении: сейчас выигрывает не тот, кто доставил быстрее, а тот, кто доставил в срок. Устойчивость становится важнее скорости.
От FOB к полному сопровождению
С начала 2023 года наблюдается отход от простой схемы поставки FOB (Free On Board) – «франко-борт», когда поставщик отвечает только за доставку груза до порта отгрузки в Китае. Риски, связанные с транспортом, страховкой и таможней, ложатся на покупателя.
Теперь все больше ритейлеров переходят к более полным форматам:
DAP (Delivered at Place) – поставка до конкретного пункта в стране назначения без оплаты таможенных пошлин и НДС;
DDP (Delivered Duty Paid) – поставка с уплаченными пошлинами – максимально комфортный формат, в котором продавец полностью берет на себя все расходы и формальности до момента передачи товара покупателю.
По словам Н. Злобина, клиенты его компании отдают предпочтение сборным перевозкам (LCL по морю или LTL по автотранспорту), где логист берет на себя обязательства по срокам доставки до склада временного хранения в России. Он также отметил, что собственный склад компании в Чэнчжоу дает возможность объединять мелкие партии товаров от разных фабрик в одном месте и отправлять их в Россию автотранспортом с двумя водителями и использованием ТИР-карнета, что упрощает транзит и ускоряет доставку.
Кроме того, Злобин сообщил, что из Чэнчжоу еженедельно отправляются грузовые авиарейсы, что позволяет использовать синхромодальные схемы доставки – комбинируя различные виды транспорта в рамках единой цепочки поставок.
Он добавил, что ритейлеры все чаще подключают логистов уже на этапе переговоров с китайскими производителями. Это дает возможность заранее согласовать логистические условия, выстроить оптимальный маршрут, учесть возможные сложности при таможенном оформлении и минимизировать будущие издержки.
Сегодня более 67% российских компаний в секторе fashion и электроники перешли с FOB на DAP/DDP, чтобы минимизировать риски, связанные с изменениями на границах и валютной нестабильностью.
По наблюдениям В. Фроловой, рынок логистических услуг в ритейле действительно постепенно отходит от универсальных контрактов по схеме FOB в пользу формата DDP, предполагающего доставку «под ключ» с включением всех затрат и процедур, включая таможенное оформление.
Популярность также набирают комбинированные схемы – с привлечением специализированных логистических операторов, которые берут на себя не только доставку, но и функции консолидации, координации и таможенного сопровождения. Эти подходы становятся нормой для ритейлеров, стремящихся сократить логистическую неопределенность и обеспечить стабильные сроки поставок.
В. Фролова подчеркивает, что еще одной устойчивой тенденцией последних лет стало включение логистов в переговорный процесс наравне с ритейлерами и поставщиками. Их компетенции сегодня востребованы не только в вопросах маршрутизации, но и при оформлении инвойсов, выборе кодов ТН ВЭД, планировании графика отгрузок и учете требований к обязательной маркировке продукции.
Ключевым инструментом оптимизации остается консолидация грузов на стороне отправителя. Такой подход позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с недогрузами, и сводит к минимуму риски неэффективного использования транспорта – особенно в условиях высокой волатильности спроса.
Г. Шевалдин отмечает: «Сейчас логист выполняет несколько ролей: для клиента он – исполнитель, перевозчик. Для отправителя он является клиентом и покупателем продукции. Сегодня транспортная компания для клиента должна быть не только способом доставки, но и финансовым инструментом, и таможенным брокером. Большинство ритейлеров, которые заинтересованы в развитии своего бизнеса, переходят на белую поставку. Разница в сроках и цене не велика, но это гарантия того, что груз не будет конфискован».
Цифровизация и ИТ-решения: от Telegram-ботов до закрытых платформ
В условиях высокой скорости изменений цифровизация логистики становится не трендом, а необходимостью. Сегодня большая часть российских ритейлеров используют автоматизированные системы управления цепочками поставок, включая CRM, ERP, TMS и WMS.
Г. Шевалдин говорит, что одно из решений, которое помогает ускорить логистику, – это ТГ-боты, где клиент может сразу получить расчет по доставке буквально за пару минут.
К. Игнатенко делится кейсом: «Крупный сетевой ритейлер организовал закрытую платформу на базе Roolz, включив туда своих 30 проверенных логистических подрядчиков. Это позволило отказаться от ручного распределения заказов, ускорить подбор исполнителей и сократить издержки на доставку из Китая почти на 20%. Что дальше? Рынок однозначно движется в сторону платформенности. В условиях роста конкуренции и нестабильности выигрывают те, кто не распыляется на десятки инструментов и подрядчиков, а централизует процессы в проверенной цифровой среде. Для ритейла это уже не просто тренд – это условие устойчивости и быстрой реакции на спрос».
По его словам, основной барьер сегодня – это разобщенность участников цепочки: грузоотправитель, перевозчик, брокер, получатель часто работают в разных системах. В таких условиях выигрывают те, кто объединяет партнеров в едином цифровом пространстве.
В. Фролова отмечает, что цифровые платформы действительно становятся ключевым инструментом управления логистикой. Они позволяют контролировать движение груза на всех этапах, оперативно реагировать на отклонения и минимизировать сбои: «Современная логистика в Китае и России – это высокотехнологичный поток данных, управляемых в реальном времени. Решения, которые задают стандарт отрасли сегодня: платформы-агрегаторы (в том числе TEUSTAT), сравнение тарифов по ключевым маршрутам, история ставок. ERP и CRM интеграции: контроль движения контейнеров на каждом этапе, автоматизация обмена документами, минимизация ручного труда и человеческого фактора».
Современный логист, по мнению эксперта, выполняет стратегическую роль: просчитывает риски, оптимизирует маршруты и управляет затратами. В работе с Китаем это особенно важно – здесь скорость и предсказуемость критичны для ритейла. Логистика больше не должна быть источником сбоев, она превращается в конкурентное преимущество для тех, кто инвестирует в цифровую инфраструктуру и выстраивает прозрачные схемы работы с партнерами.
Сертификация, маркировка и финансовые барьеры
На фоне активного роста товарооборота с Китаем одним из наиболее чувствительных барьеров для российских ритейлеров остается сертификация и обязательная маркировка импортной продукции. Особенно остро эта проблема проявляется в категориях, требующих специальных разрешений, таких как косметика, товары для детей, медицинские изделия и электроника. По словам Г. Шевалдина, «основная сложность, с которой сталкиваются реселлеры, – это маркировка товаров. Данная проблема может быть решена при обращении в соответствующие органы. Сам процесс маркировки осуществляется или на таможенном складе, или на складе отправителя при наличии необходимого оборудования. Без маркировки уже нельзя зайти на маркетплейс в определенных категориях товаров, такие как одежда, текстиль, обувь, и т. д. В ближайшей перспективе вся продукция, ввозимая на территорию РФ, станет обязательна к маркировке».
С 2024 года в России под обязательную маркировку попали более 11 товарных групп, и список будет расширяться — в ближайшее время к нему добавятся посуда и электроника. Последствия несоблюдения новых требований очевидны: неправильно оформленный груз может неделями простаивать на границе, нарушая графики поставок и блокируя оборотные средства компаний.
Параллельно растет и давление на бизнес со стороны макроэкономических и потребительских факторов. Как отмечает Н. Злобин, в 2025 году произошло ощутимое падение потребительской активности: «В 2025 году посещаемость торговых центров и магазинов упала на 7–15% в различных сегментах, а онлайн-торговля выросла на 37%. Это усиливает давление на офлайн-магазины». В таких условиях ритейлеры вынуждены адаптироваться, окончательно переходя от мультиканальности к полноценной омниканальной модели, где цифровые и традиционные каналы работают как единая система.
К числу серьезных вызовов также относятся международные расчеты, особенно в условиях санкционного режима и при параллельном импорте. Н. Злобин подчеркивает, что китайские поставщики все чаще требуют перевода оплаты через третьи страны, а доставка должна следовать тем же маршрутам, что и транзакции. Это не только увеличивает издержки, но и делает логистику менее предсказуемой. Причем затруднения касаются не только санкционных товаров, но и широкого ассортимента – прежде всего электроники, которая остается ключевой статьей импорта из КНР.
Дополнительной нагрузкой становится бюрократическое сопровождение: обязательные электронные сертификаты происхождения и экологической безопасности для отдельных товарных групп требуют серьезной документальной подготовки и усложняют внешнеэкономическую деятельность.
Наконец, высокий уровень процентных ставок в России ограничивает возможности бизнеса по привлечению заемных средств. Это также оказывает прямое влияние на объемы закупок в Китае и возможности ритейлеров по масштабированию поставок в условиях нестабильного спроса.
Напомним, что 26 июня 2025 года на онлайн-семинаре, организованном РЖД-Партнером под названием «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов», будет обсуждаться текущая ситуация в сфере грузоперевозок между Россией и КНР, в том числе снижение объемов импорта и контейнерных отправок, изменение тарифов на фрахт в азиатском направлении и роль железнодорожных маршрутов как ключевого инструмента в условиях нестабильной внешнеэкономической среды.
Среди заявленных тем – последствия торговой войны между США и Китаем для российских компаний, логистика экспорта продовольствия, СПГ и угля в КНР, развитие инфраструктуры на Восточном полигоне, особенности работы пограничных переходов и переход на электронные накладные в 2025 году.
Отдельное внимание будет уделено вопросам трансграничных расчетов, механизмам перевода средств в Китай, проблемам страхования сделок и выбору оптимальной схемы доставки товаров в РФ.
Онлайн-семинар станет площадкой для обсуждения практических кейсов, в том числе с учетом стремительного развития китайских технологий в логистике, способных в перспективе повлиять на модель транспортного взаимодействия между двумя странами.
Для участия необходимо направить заявку. Участники смогут получить консультации от ведущих специалистов и ответы на конкретные вопросы, связанные с логистикой, расчетами и внешнеторговой деятельностью с Китаем. Подробнее о мероприятии по ссылке.