Железнодорожные отгрузки в январе – сентябре 2019 года, до начала пандемии COVID-19, были заметно выше – 51,3 тыс. т/сут. (14,02 млн т). Самый высокий уровень таких поставок был зафиксирован в январе – сентябре 2012-го – 70,14 тыс. т/сут. (19,22 млн т).
Как пояснили аналитики агентства, развитие мощностей «Транснефти» и снижение доходности процессинга из-за налогового маневра правительства России подтолкнуло переработчиков к переходу на более дешевые трубопроводные отгрузки сырья.
«Основное снижение отгрузок по железной дороге пришлось на комбинированные поставки», – уточнили в Argus. Так, продолжают сокращаться отгрузки со ст. Уяр (Красноярский край), которая ранее была одним из основных центров последующих железнодорожных поставок на НПЗ. Вначале, в августе 2015 года, к системе Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) был подключен Хабаровский завод ННК, а затем, в августе 2019-го, после многомесячной задержки – и Комсомольский НПЗ «Роснефти». С ноября прошлого года единственным получателем нефти с Уяра является Итатский мини-НПЗ (Кемеровская область), и такие поставки сокращаются.
Между тем отгрузки со станций Грушевая и Тихорецкая (Краснодарский край), крупного центра комбинированных поставок на Юге России, в январе – сентябре, напротив, выросли на 120 тыс. т, до 2,57 млн т. «Поставки остаются довольно высокими, поскольку заводы Краснодарского края продолжают наращивать загрузку из-за активного спроса на их продукты как в России, так и за рубежом. В текущем году нефть с Грушевой и Тихорецкой поступает на предприятие «Славянск Эко», не имеющее прямого подключения к трубопроводу, а также на Афипский НПЗ, в состав которого с июня вошел бывший Краснодарский завод», – рассказали в Argus.
Объем прямых железнодорожных отгрузок сырья на заводы в целом сохранился на уровне прошлого года, поскольку такие отгрузки приходятся в основном на легкую малосернистую нефть, спрос на которую остался довольно стабильным. В январе – сентябре такие отгрузки почти не изменились по сравнению с прошлым годом, составив около 14 тыс. т/сут. (3,76 млн т), но это меньше, чем в предыдущие годы. В течение первых 9 месяцев 2019-го поставки легкой нефти по железной дороге составляли 16,1 тыс. т/сут. (4,4 млн т), а в течение такого же периода 2018 года – 17,6 тыс. т/сут. (4,81 млн т).
Суммарные отгрузки легкой нефти «Роснефти» и «Нефтисы» с Сорочинской (Оренбургская область) в этом году увеличились на 168 тыс. т, до 419 тыс. т. Поставки «Роснефти» с Кротовки (Самарская область), напротив, сократились на 120 тыс. т, до 827 тыс. т, а с Новосергиевской (Оренбургская область) – на 275 тыс. т, до 853 тыс. т. Кроме того, «Роснефть» после длительного перерыва возобновила отгрузки с Червленной (Чечня) на Туапсинский НПЗ (Краснодарский край): с марта текущего года они составили суммарно 18 тыс. т. «Роснефть» в основном поставляет сырье по железной дороге на собственные заводы, а продажи малым переработчикам невелики.
«Фортеинвест» в январе – сентябре сократил закупки железнодорожных партий нефти для Орского НПЗ (Оренбургская область) на 142 тыс. т, до 931 тыс. т. Этот переработчик является одним из крупных получателей железнодорожных партий нефти с близлежащих месторождений в Оренбургской области.
Поставки на Ярославский НПЗ им. Менделеева сократились в январе – сентябре на 138 тыс. т, до 29 тыс. т. Предприятие в этом году в основном простаивало, а отгрузки были зафиксированы только в течение 4 месяцев: в январе, феврале, апреле и сентябре. Поставщиками выступали «Роснефть» и «Санеко».
«Колесные» отгрузки на Антипинский НПЗ (Тюменская область), владельцем которого летом стал «Русинвест», в этом году выросли на 209 тыс. т, до 261 тыс. т. Но весь объем поступил в январе – мае, а позже отгрузки были прерваны.
Железнодорожные отгрузки сырья на Каменский мини-НПЗ (Ростовская область) были прерваны в начале этого года, хотя в январе – сентябре 2020-го переработчик получил 112 тыс. т сырья, в том числе 53 тыс. т из ресурсов «Лукбелойла». Завод отказался от закупок нефти из-за нехватки оборотного капитала в условиях высоких цен на сырье.
Железнодорожные отгрузки нефти на Афипский НПЗ за первые три квартала года составили 144 тыс. т, что на 68 тыс. т больше, чем годом ранее. Поставки увеличились за счет возобновления переработки на бывшем Краснодарском заводе, который вошел в состав Афипского НПЗ с 1 июня.
Автор: Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.