+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2023 11:13:13
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

В 2023 году существенного роста контейнерных перевозок по сети ожидать не стоит

По итогам 2022 года перевозки контейнеров на сети РЖД обновили рекорд и достигли 6,521 млн TEU. Во внутреннем сообщении отправлено 2 млн 545,5 тыс. TEU (+3,1%). При этом, по данным транспортной группы FESCO, контейнерный рынок страны по итогам прошлого года сократился на 15,9% по сравнению с 2021-м. О том, каким непростым стал для логистического рынка прошлый год, РЖД-Партнеру рассказала ведущий специалист по снабжению восточного направления Stalogistic Мария Столярова.
В 2023 году существенного роста контейнерных перевозок по сети ожидать не стоит
– Какими главными тенденциями можно охарактеризовать рынок контейнерных перевозок в 2022 году?

– Главным трендом 2022-го на рынке контейнерных перевозок стало перераспределение грузопотоков. В связи с внешнеполитической ситуацией и уходом из России и Беларуси таких крупных игроков, как Maersk, CMA и HMM, существенно увеличились перевозки грузов через порты Дальнего Востока и через сухопутные пограничные переходы по прямому железнодорожному сообщению. Многие российские и белорусские экспедиционные компании переориентировались и начали привлекать больше частных перевозчиков. Рынок перевозок вынужден был адаптироваться к глобальной смене подрядчиков. Потребовалось время на выстраивание работы с новыми китайскими морскими линиями, тестирование их сервиса.

Появились новые схемы перевозок. В частности, развитие получили транзитные перевозки из стран Юго-Восточной Азии морем до Китая с дальнейшей отправкой железнодорожным транспортом в Россию и Беларусь.

Возросший грузопоток способствовал появлению новых маршрутов для ускоренных контейнерных поездов через менее популярные пограничные переходы – Благовещенск, Краскино.

В II полугодии 2022 года наблюдалось систематическое перераспределение грузопотоков между сервисами Дальнего Востока и прямым железнодорожным сообщением, что связано с нестабильностью транзитных сроков и периодической нехваткой мощностей для обработки поступающих грузов.

Следует отметить, что негативное влияние на скорость и ритмичность работы дальневосточных терминалов оказало ужесточение требований РЖД к креплению грузов. Основной причиной задержек железнодорожных перевозок и, соответственно, увеличения транзитного времени послужил дисбаланс импортных и экспортных грузопотоков.

– Но по итогам года РЖД отчитались о росте показателя. Какие факторы все же способствовали росту контейнерных перевозок по сети железных дорог в 2022-м?

– Несмотря на общее снижение импортного и экспортного грузопотоков в I полугодии 2022 года, в контейнерных перевозках по сети железных дорог наблюдался значительный рост. В первую очередь это связано с тем, что западным портам – Санкт-Петербург, Новороссийск – потребовалось гораздо больше времени, чтобы переориентироваться и предложить импортерам новые морские сервисы.

За это время поток сместился на маршруты через Дальний Восток и прямое железнодорожное сообщение. Как показала практика, перевозчики, работающие на дальневосточном направлении, смогли адаптироваться к новым реалиям. К тому же у части из них уже был опыт работы с китайскими морскими линиями и частными судовладельцами. А некоторые крупные операторы, такие как FESCO, значительно увеличили объем перевозок в сравнении с предыдущим годом.

Увеличению железнодорожных перевозок также способствовала политика Китайских железных дорог по распределению ниток графика движения для ускоренных контейнерных поездов. В связи с резким сокращением грузопотока из Китая в Европу по железной дороге через Казахстан квота на поезда в направлении Беларуси и субъектов РФ увеличилась в разы.

– Какие номенклатуры приросли в объемах?

– В общем объеме грузоперевозок по железнодорожной сети можно выделить ряд категорий товаров, импорт которых существенно увеличился. В том числе это связано со сменой географии основных производителей и поставщиков. Речь идет, в частности, о таких товарах, как неопасная химия (полимеры, разного рода сульфаты), крупная и мелкая бытовая техника, канцелярия, полимеры/абсорбенты, пластмассы и изделия из них, автозапчасти, фармацевтическая продукция, каучук и резина.

– На Ваш взгляд, что в 2023 году будет способствовать росту контейнерных перевозок по сети?

– Полагаем, что в 2023 году существенного роста контейнерных перевозок по сети ожидать не стоит. Определенное увеличение грузопотока возможно за счет ввоза из Китая товаров, на поставку которых были заключены контракты в 2022-м в связи с невозможностью их дальнейшего импорта из стран ЕС и США.

– По Вашим оценкам, какие номенклатуры могут прирасти в перевозке в 2023 году? Какие грузы будут наиболее перспективными?

– Наибольший рост грузопотока ожидается в сфере поставок автомобилей, запчастей, товаров народного потребления. Возрастающий тренд по этим товарным группам четко прослеживался уже в II полугодии 2022 года.

– Какие главные проблемы характерны сегодня для рынка контейнерных перевозок? Какие пути решения Вы видите?

– Выход новых игроков на рынок контейнерных перевозок не только дал толчок к развитию, но и выявил ряд проблем. Для экспедиционных компаний наибольшую сложность представляли новые относительно дешевые сервисы, которые на практике оказывались несостоятельны. В частности, ВСК (GlobalPorts) отдельно выпускала нотис о завершении работы с линией Zhong Gu. Для частных судовладельцев и небольших китайских морских линий основной проблемой стало согласование судозаходов с терминалами дальневосточных портов. В какой-то момент ряд терминалов, в частности ВМКТ (рыбный), оказались практически парализованы и были не в состоянии принять новые суда.

В 2023 году мы ожидаем стабилизации рынка и разделения сфер влияния, в результате которого крупные терминалы будут отдавать приоритет определенному пулу морских линий для приема.

Существенное влияние на работу перевозчиков оказали также инфраструктурные проблемы в портах Дальнего Востока и преференции, введенные для ряда экспортных грузов, из-за чего срок ожидания для остальных грузов увеличивался. Частично ускорить грузопоток удалось за счет введения дополнительных схем перевозок. А именно – отгрузки контейнеров в полувагонах c перегрузом на фитинговые платформы, использования сторонних станций для отправки по железной дороге (Уссурийск, Артем), а также схем, включающих перетарку из контейнеров на автомобильный транспорт либо использование стороннего арендного оборудования.

Из-за нехватки мощностей в основных портах Дальнего Востока был задействован ряд новых терминалов, ранее использовавшихся исключительно для перевозок генеральных грузов. Многие, например АО «Далькомхолод» и Находкинский морской рыбный порт, оказались только частично приспособлены для работы с контейнерным оборудованием. У некоторых импортеров серьезные проблемы возникли в связи с отказом многих морских линий и терминалов принимать опасные грузы.

На прямом железнодорожном сообщении наиболее сложным оказался период с июля по август. Из-за заторов на пограничных переходах Казахстана были значительно урезаны планы отправки со стороны КЖД. Частично стабилизировать ситуацию удалось за счет сокращения дисбаланса между экспортным и импортным грузопотоками, их более равномерного распределения на другие сухопутные пограничные переходы.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions