+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.06.2021 16:29:03
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Труба vs цистерна: кто заработает на транспортировке нефти и нефтепродуктов?

Дмитрий Нарежный, руководитель отдела комплексных исследований ИПЕМ, рассказал РЖД-Партнеру о том, что уже давно железнодорожная сеть и трубопровод не ведут конкурентных войн за сырую нефть и нефтепродукты. Более того, участники рынка только выигрывают от использования этих двух видов транспорта.
Труба vs цистерна: кто заработает на транспортировке нефти и нефтепродуктов?
– Дмитрий Андреевич, кто сейчас занимает доминирующее положение на транспортировке нефти и нефтепродуктов?

– Текущее распределение перевозок сырой нефти между железнодорожным и трубопроводным видами транспорта в России говорит о явном доминировании трубопроводного: в 2020 году объем транспортировки сырой нефти по системе магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» составил 442,2 млн т, а объем перевозок по сети РЖД – 12,8 млн т. При этом объем перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом в 2010–2020 гг. сократился в 4,7 раза.

При перевозках дизельного топлива на текущий момент у ОАО «РЖД» и ПАО «Транснефть» наблюдаются сопоставимые объемы – 44 и 34,2 млн т соответственно. Однако тенденция к сокращению перевозок по сети РЖД наблюдается и здесь: в 2020 году по сравнению с пиковым 2012-м сокращение составило 24%.

– Почему сокращается число перевозок по железной дороге?

– Основная причина ухода груза с железных дорог – поступательное развитие системы магистральных трубопроводов при фактическом отсутствии у железнодорожного транспорта возможности конкурировать по цене с трубопроводным ввиду регуляторных ограничений. Кроме того, на данный процесс повлияли такие технологические преимущества трубопроводного транспорта, как высокая пропускная способность, автоматизация процессов налива, перекачки и слива, а также минимизация потери груза.

– Значит ли это, что всю нефть и нефтепродукты будут перекачивать по трубе?

– При транспортировке нефтеналивных грузов по трубе может снижаться их качество за счет смешивания продукции разных производителей, в то время как железнодорожный транспорт позволяет сохранить качество груза каждого производителя неизменным. Конкурентным преимуществом железнодорожного транспорта является большая разветвленность сети железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов. Кроме того, железнодорожный транспорт позволяет транспортировать практически всю номенклатуру нефтепродуктов, а также организовывать перевозки небольших партий грузов.

– Дайте прогноз: как в ближайшие годы изменится ситуация на рынке транспортировки нефти и нефтепродуктов?

– Без изменения существующих условий тарифного регулирования перевозок нефтепродуктов на железнодорожном и трубопроводном видах транспорта ввод в эксплуатацию новых трубопроводов неизбежно будет приводить к переходу нефтеналивных грузов с железных дорог на трубу.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions