+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.06.2021 16:29:03
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Труба vs цистерна: кто заработает на транспортировке нефти и нефтепродуктов?

Дмитрий Нарежный, руководитель отдела комплексных исследований ИПЕМ, рассказал РЖД-Партнеру о том, что уже давно железнодорожная сеть и трубопровод не ведут конкурентных войн за сырую нефть и нефтепродукты. Более того, участники рынка только выигрывают от использования этих двух видов транспорта.
Труба vs цистерна: кто заработает на транспортировке нефти и нефтепродуктов?
– Дмитрий Андреевич, кто сейчас занимает доминирующее положение на транспортировке нефти и нефтепродуктов?

– Текущее распределение перевозок сырой нефти между железнодорожным и трубопроводным видами транспорта в России говорит о явном доминировании трубопроводного: в 2020 году объем транспортировки сырой нефти по системе магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» составил 442,2 млн т, а объем перевозок по сети РЖД – 12,8 млн т. При этом объем перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом в 2010–2020 гг. сократился в 4,7 раза.

При перевозках дизельного топлива на текущий момент у ОАО «РЖД» и ПАО «Транснефть» наблюдаются сопоставимые объемы – 44 и 34,2 млн т соответственно. Однако тенденция к сокращению перевозок по сети РЖД наблюдается и здесь: в 2020 году по сравнению с пиковым 2012-м сокращение составило 24%.

– Почему сокращается число перевозок по железной дороге?

– Основная причина ухода груза с железных дорог – поступательное развитие системы магистральных трубопроводов при фактическом отсутствии у железнодорожного транспорта возможности конкурировать по цене с трубопроводным ввиду регуляторных ограничений. Кроме того, на данный процесс повлияли такие технологические преимущества трубопроводного транспорта, как высокая пропускная способность, автоматизация процессов налива, перекачки и слива, а также минимизация потери груза.

– Значит ли это, что всю нефть и нефтепродукты будут перекачивать по трубе?

– При транспортировке нефтеналивных грузов по трубе может снижаться их качество за счет смешивания продукции разных производителей, в то время как железнодорожный транспорт позволяет сохранить качество груза каждого производителя неизменным. Конкурентным преимуществом железнодорожного транспорта является большая разветвленность сети железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов. Кроме того, железнодорожный транспорт позволяет транспортировать практически всю номенклатуру нефтепродуктов, а также организовывать перевозки небольших партий грузов.

– Дайте прогноз: как в ближайшие годы изменится ситуация на рынке транспортировки нефти и нефтепродуктов?

– Без изменения существующих условий тарифного регулирования перевозок нефтепродуктов на железнодорожном и трубопроводном видах транспорта ввод в эксплуатацию новых трубопроводов неизбежно будет приводить к переходу нефтеналивных грузов с железных дорог на трубу.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions