+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.05.2021 12:11:45
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Перевозка нефти в карантинный год

Валерия Минчичова, к. э. н, доцент, заместитель директора Института финансовой грамотности Финансового университета при правительстве РФ, рассказала РЖД-Партнеру о ситуации на рынке транспортировке нефти. Выяснилось, что в 2020 году грузоотправителей интересовала не столько возможность быстрой доставки нефти и нефтепродуктов, сколько возможность использования существующей сети для хранения ресурсов
Перевозка нефти в карантинный год
– Насколько остро стоит перед рынком вопрос о транспортировке нефти? И как в России в настоящий момент решен этот вопрос?

– Нефть после заключения спотовых контрактов поставляется с небольшим временным лагом. Однако перемещение товара должно произойти иногда на тысячи километров, например, из Российской Арктики в китайские тихоокеанские мегаполисы. Транспортировка нефти осуществляется четырьмя способами: железнодорожным, водным, автомобильным и трубопроводным. Выбор способа транспортировки (как и цена транспортировки) зависит от ряда факторов – это, например, возможность регулярности поставок; обращают внимание на себестоимость перемещения груза, а также на доступность к месторождению/перерабатывающему заводу; влияет сезонность работы вида транспорта, разные виды транспорта могут перемещать разные объемы и на разные расстояния, участники рынка обращают внимание и на мобильность изменения объемов поставок.

Трубопроводный и железнодорожный транспорт значительно выигрывает перед автомобильным и водным. Автомобильная транспортировка обычно используется для транспортировки нефтепродуктов на небольшие расстояния: ее мобильность и возможность перемещения небольших объемов грузов перекрывается значительным ростом себестоимости при увеличении расстояния. Водный же транспорт сезонный и ограничен доступом к месторождениям, хоть и значительно выигрывает в цене. Морские танкеры более мобильны, но они могут заходить не во все порты, а доставка до танкеров от месторождений и нефтеперерабатывающих заводов также должна осуществиться.

– Как рынок реагирует на конкуренцию за нефть между железнодорожной сетью и трубопроводом?

– Как и при любой конкуренции, производители и покупатели выигрывают, так как стоимость перевозок снижается.

– Вы сказали о преимуществе трубопровода и железнодорожной сети перед автомобильным и водным транспортом, но трубопровод и железнодорожная сеть конкурируют друг с другом за эту номенклатуру?

– Сегодня около 90% добываемой в России нефти транспортируется по трубопроводам. Прежде всего такая величина объясняется первичными поставками по трубопроводам до других транспортных хабов. Также встречаются смешанные транспортировки. Удобство сочетания трубопроводного и железнодорожного транспорта подтверждается тем фактом, что более 80% перевозок сырой нефти в России – это именно сочетание этих двух видов транспорта. В 2020 году из-за пандемического кризиса и катастрофического краткосрочного снижения спроса на нефть и нефтепродукты произошло затоваривание рынка. Система нефтехранения не рассчитана на большие объемы запасов. По данным ПАО «Транснефть», объемы хранилищ России составляют 80 млн баррелей – это всего 11 млн т. Объем добычи нефти в 2019 году составил 560 млн т. Это значит, что при гипотетической ситуации заполнения с нуля и равномерной добыче в течение года хранилища заполнятся под завязку всего за 7 дней. Именно поэтому железнодорожные составы использовались как временные хранилища нефти и нефтепродуктов.

 – Какие преимущества и недостатки рынок видит у трубопровода для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, а какие у железнодорожной сети?

 – Жирный плюс трубопроводов – это низкие операционные издержки и возможность перекачки огромных объемов, трубопровод относительно не зависит от климатических условий, имеет долгий срок службы и может использоваться и для перевозки (перекачки) сырой нефти и нефтепродуктов. Минусов у него тоже достаточно – мало того, что значительные затраты уходят на строительство трубопровода, так еще и у эксплуатантов не решен вопрос контроля и мониторинга за безопасностью и утечками, а также есть сложность остановки перекачки. К недостаткам относят мононаправленность трубопровода и ограниченность маршрутов поставок. И если сравнивать трубопровод с железнодорожной сетей, то у трубы нет инфраструктуры, схожей с железнодорожной, и в трубе невозможно хранить нефть и нефтепродукты (в отличие от железнодорожного состава)

Железная дорога – это не только развитая инфраструктура железнодорожной сети, но и мобильность формирования состава, а также гибкость объема перевозки. Себестоимость перевозки обратно пропорциональна количеству цистерн в составе; у грузоотправителей есть возможность использовать железнодорожную сеть для поставки разных видов грузов.

К минусам железнодорожного транспорта относят большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции сетей и высокие эксплуатационные расходы.

Статистика рынка такова: в допандемийном 2019 году 18,1% объема погрузки железнодорожного транспорта на внутристрановом сообщении пришлось на нефть и нефтепродукты, на экспортном – 20,3%. В 2019-м по трубопроводам доля нефти при транспортировке составила 49,1%, нефтепродуктов – 3,6%. Из них 48% нефти и нефтепродуктов поставлены на экспорт. Таким образом, трубопроводы в значительно большей степени, нежели железнодорожный транспорт, зависят от заказов на транспортировку нефти. Трубопроводным транспортом перевозится в 2 раза больше нефти и нефтепродуктов, чем железнодорожным. Причем в транспортировке наблюдается «разделение труда», то есть чаще всего применяются комбинированные перевозки двумя видами транспорта. Железнодорожная сеть в основном не дублирует трубопроводную. Протяженность нефтепроводов в России составляет 53 400 км, нефтепродуктопроводов – 17 100 км. Протяженность железных дорог России составляет 85 500 км.

 – Лет через пять, на Ваш взгляд, как изменится расклад на рынке транспортировки нефти и нефтепродуктов? Кто победит – труба или железная дорога?

 – Для российских реалий невозможно исключить никакой из видов транспорта из системы транспортировки энергоресурсов и нефти в частности. С учетом масштаба страны и диверсификации покупателей российской нефти как внутри страны, так и за рубежом продавцам нефти следует пользоваться услугами всех поставщиков транспортных услуг. Комбинирование железнодорожного и трубопроводного транспорта доказало свою эффективность.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions