+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.01.2023 09:39:12
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

За 10 лет Ласточке отрастили российские крылья

В 2023 году «Ласточку» намерены превратить в российский подвижной состав. Собственно, движение в направлении локализации было начато уже давно – едва ли не с самого начала выпуска электропоезда, который ведет отсчет с 2013 года. Просто уход Siemens из РФ ускорил этот процесс.
Отличия между первоначальной и локализованной версиями электропоезда можно увидеть, скажем, в Сочи, где курсирует электропоезд ЭС1, и на МЦК, где пассажиров перевозят составы ЭС2Г. Ведь ЭС1 – это сборка от Siemens (на платформе Desiro Rus), а ЭС2Г выпускают уже в цехах завода в Верхней Пышме. По сути это одна и та же электричка «Ласточка», рассчитанная на движение со скоростью до 160 км/ч.

Внешне две ее версии схожи. Однако у ЭС1 – двухсистемный асинхронный двигатель, а у ЭС2Г схема упрощена: предусмотрено питание только от постоянного тока. ЭС1 создавался как межрегиональный поезд, а в аббревиатуре ЭС2Г литера «Г» расшифровывается как «городской» состав. И даже обсуждалась идея выпуска «Ласточек» с конфигурацией кресел, как в метро.

Тем не менее российский вариант вполне выдерживает и пригородные перегоны. В качестве примера можно привести маршруты из Санкт-Петербурга в Великий Новгород/Бологое и Выборг.

Операция «локализация»

И все же, как пояснили специалисты, многие нюансы в локализованных «Ласточках» невооруженным глазом не видны. Прежде всего их эксплуатация возможна при температуре окружающей среды от +40°C до -40°C без особых ограничений.

Чтобы добиться такого результата, в РФ модернизировали конструкцию нижней части подвижного состава, улучшили изоляцию деталей от скапливания льда, снега и конденсата. Для этого использовали специальные материалы, установили локальные обогреватели и системы водостока.

Немецкий вариант рассчитан на загрузку только сидячих мест. Российский предусматривает возможность набить салон под завязку пассажирами. Иными словами, допускается, что они не только сидят в креслах, но и стоят в проходах – из расчета 7 человек на 1 кв. м. Для этого была увеличена нагрузка на ось до 19 тс. Соответственно была модернизирована тележка, изначально поставляемая на базе семейства SF 500. Ее оснастили пневматическими рессорами с автоматическим регулированием давления.
Теперь перейдем к корпусу. Ранее отечественные электрички имели «одежду» из стали. А «Ласточки» собраны из экструдированных алюминиевых панелей и профилей. Для этого вагоностроителям пришлось осваивать новый вид сварки, перенимая опыт у авиастроителей. От них же позаимствовали и технологию вклейки дверных и оконных блоков.

Сложные детали

Добавим, что на АО «МТЗ «Трансмаш» для «Ласточек» была разработана отечественная тормозная система. Есть и другие российские поставщики.

В итоге ЭС2Г удалось локализовать не более чем на 80%. В оставшуюся немецкую долю вошли панели кузовов вагонов, тяговое оборудование и частично электроавтоматика.
Причем в свое время представители Дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» уверяли, что ни один отечественный производитель не мог пройти высокий порог технических требований к качеству, например, алюминиевых панелей и некоторых устройств тяги. Посему их, как и ряд других компонентов, в РФ вынуждены были импортировать.
Однако в мае 2022 года, когда Siemens заявил о выходе из совместного предприятия и завершении бизнеса в России, производство в Верхней Пышме объявили локализованным на 90%.

Что дальше?

Заводчане не уточнили, что именно скрыто под оставшимися 10%. Аналогично – как и откуда поставят недостающие ключевые комплектующие. Говорят, что это как-то будут замещать.

Известно, например, о намерениях пермского ГК «Новомет» поставлять электродвигатели (мотор, системы управления и охлаждения). По словам генерального директора «Новомета» Максима Перельмана, первый опытный образец собираются выпустить в текущем году.

Остальное – пока в тумане. Еще даже окончательно не решено, останется ли электричка под брендом «Ласточка», или сменит название. Известно лишь, что в России сертифицируют новые поезда ЭС104, которые заменят не до конца обрусевшие «Ласточки».

На уровне идеи – возможные изменения внешнего вида головного вагона. Однако понятно, что на первых порах электрички не будут двухсистемными. И это заставляет задуматься о судьбе «Ласточек» на юге, ведь там для их эксплуатации требуется смена тока.

Железнодорожники упомянули, что потребуются определенные усилия в плане организации выпуска составов для межрегионального сообщения, ведь ЭС2Г изначально на такое не были рассчитаны.

Соответственно предполагается выпускать поезд серии ЭС105. На межрегиональных рейсах требуются двухсистемные поезда. Вполне возможно – с аккумуляторными батареями.

Где искусственный интеллект?

Остается без четкого ответа и еще один вопрос: головные вагоны обещали снабдить искусственным интеллектом для беспилотного вождения. Но что для этого сделано, очерчено лишь в общих контурах.

Сообщалось, что в РФ поезд оснащен системой безопасности БЛОК, российской аналоговой и цифровой поездной радиосвязью. А при необходимости в систему могут быть интегрированы специальные режимы цифровой и спутниковой связи, без чего вряд ли возможен беспилотный режим. Также применена система автоведения, однако пока – для выбора оптимального по энергозатратам режима движения.

Ранее заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов говорил о начале испытаний «Ласточки» с автопилотом. Об этом сообщил заместитель директора ОАО «РЖД». В 2019 году они проходили со встроенной системой машинного зрения.

Сейчас в холдинге ставят более приземленные задачи. Важнейшая из них – способствовать развитию отечественных промышленных предприятий по выпуску комплектующих и пассажирского подвижного состава. Формально для этого необходимо сделать не так уж много, если брать в процентном соотношении. Сложность в том, что, по сути, нелокализованными остаются ключевые, наиболее высокотехнологичные компоненты электричек.

Есть еще одна новинка

Остается добавить: в РФ, кроме «Ласточек», есть и другой вариант модификации пригородной электрички на постоянном токе – ЭП2ДМ. Новинка – от завода в Демихово.
ЭП2ДМ – полностью отечественная разработка. В конструкции поезда использована система управления и комплект электрооборудования российского производства. Правда, скорость – до 120 км/ч, поскольку используется коллекторный тяговый двигатель. Асинхронный – это пока иностранные разработки (и на «Ласточке», и на «Иволге»).
ЭП2ДМ получил новую форму маски головного вагона. Материал облицовки головной части – стеклопластик, а корпус подвижного состава – из стали. Комплектующие для электрички способны изготавливать более 80 российских предприятий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions