• Ставка на полувагон
    4000
    14 %
    руб./сут.
    март 2022
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2021Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 80.04 0 EUR ЦБ РФ 87.07 0
    BTC 40328.08 usd BTC 3226246.40 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.11.2021 12:33:45
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Тарифное регулирование на путях необщего пользования: за и против

Размер тарифа на транспортные услуги – важнейший вопрос для всех предприятий, работающих на железнодорожных путях необщего пользования. Ассоциация «Промжелдортранс», объединяющая предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), уделяет постоянное внимание этой теме. От системы тарифообразования зависит не только экономическое положение отдельных предприятий, но и конкурентоспособность железнодорожной отрасли в целом.
Тарифное регулирование на путях необщего пользования: за и против
В вопросе тарифного регулирования на федеральном уровне сложно достигнуть компромисса, то есть создать единую систему, которая устроила бы абсолютно всех участников рынка. По мнению большинства членов ассоциации, существующая система выбора метода тарифного регулирования услуг ППЖТ каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно является наиболее рациональной в современных условиях, так как учитывает местную специфику и уровень развития рынка транспортных услуг в каждом регионе.

Решение о том, как формировать тарифы на услуги ППЖТ, принимается на региональном уровне. Здесь существует два подхода. При государственном регулировании размер тарифа устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии постановлением правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239). В случае свободных (договорных) тарифов это предмет договорных отношений между ППЖТ и его клиентами – грузоотправителями и грузополучателями.

На сегодняшний день в большинстве регионов России практикуется государственное регулирование тарифов на услуги ППЖТ. В условиях свободного ценообразования работают 16 регионов, среди которых Краснодарский и Хабаровский края, Кировская область и др. Совсем недавно к ним присоединилась Волгоградская область.

Сказать однозначно, что тот или другой подход является правильным, нельзя. Существует много аргументов как в пользу регулирования, так и в пользу дерегулирования тарифов.

Ассоциация «Промжелдортранс», находясь в постоянном контакте со своими членами, внимательно изучает и анализирует все существующие точки зрения. Так, одно из крупнейших предприятий промышленного транспорта Сибирского региона последовательно выступает за сохранение системы государственного регулирования тарифов ППЖТ, считая ее наиболее оптимальной. Специалисты данной компании отмечают, что это независимая форма установления тарифов, которая обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон и позволяет формировать справедливую цену без ущерба безопасности и качества предоставляемых услуг через обязательное включение в состав затрат необходимых расходов на содержание и развитие производственной инфраструктуры.

Последующий контроль со стороны регулирующих органов полноты и целевого расходования выделенных через тариф средств стимулирует регулируемое предприятия использовать эти средства именно на поддержание и развитие производственных ресурсов.

Среди негативных последствий отказа от регулирования многие участники рынка называют необходимость согласования с каждым пользователем стоимости на предоставляемые услуги. Договорный тариф не может быть введен в действие в одностороннем порядке, как при установлении тарифа регулирующим органом. В большинстве случаев для ППЖТ это очень трудозатратно. Нередки случаи, когда клиенты оспаривают установленный тариф, в том числе и в судебном порядке. Имеются случаи, когда пользователь услуг изначально настроен на оспаривание рассчитанного ППЖТ тарифа и его занижение.

Есть члены ассоциации, придерживающиеся противоположной точки зрения. Например, одна из крупных транспортных компаний считает, что общий консервативный подход, направленный на сохранение государственного ценового регулирования услуг ППЖТ, неадекватен текущему состоянию экономических отношений.

Среди недостатков, присущих государственному регулированию, специалисты этой компании называют низкое качество нормативных документов, разрабатываемых региональными тарифными органами; объединение в одной регулируемой услуге и инфраструктурной и движенческой составляющих и др.

По мнению ряда предприятий, следует постепенно снижать участие государства в формировании тарифов, вплоть до полного перехода к рыночному ценообразованию.

Интересен опыт компаний, которые на практике столкнулись с двумя разными тарифными системами. В Краснодарском крае, где работают два ППЖТ, регулирование тарифов было отменено более 5 лет назад. На решение об отмене регулирования повлияла хорошая деловая репутация этих предприятий. Со стороны краевой администрации была уверенность в том, что переход к свободным тарифам не повлечет ценовых злоупотреблений.

Одна из краснодарских компаний оказывает услуги также в двух соседних регионах, где регулирование тарифов сохраняется (Ставропольский край и Ростовская область). По мнению руководства этой компании, регулирование хорошо в ситуации, когда ППЖТ обслуживает крупных клиентов. Если услугами пользуются небольшие предприятия, вполне оправданы договорные тарифы. При этом, конечно, необходима индивидуальная работа с каждым клиентом.

В Волгоградской области регулирование тарифов было отменено в сентябре текущего года. ППЖТ, обслуживающие предприятия региона, готовы к работе в новых условиях, несмотря на определенные трудности. Они связаны с необходимостью перестраивать договорную работу с клиентами. При регулировании государственный орган являлся третьей, незаинтересованной стороной в отношениях между ППЖТ и контрагентами и снимал ряд острых вопросов в ценообразовании на услуги.

Отдельный и очень важный вопрос – единообразие методик, по которым рассчитывается величина тарифа. Проведенный ассоциацией комплексный анализ методологической основы расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на путях необщего пользования, выявил отсутствие системы и единых требований тарифообразования для регулируемых предприятий. Это связано с тем, что регулирующие органы на местах имеют право разрабатывать регламенты самостоятельно.

В Московском регионе действующая система государственного регулирования тарифов имеет ряд недостатков: установление уровня рентабельности значительно ниже нормативных; расчет расходов исходя из прогнозного уровня инфляции, тогда как уровень фактической инфляции приводит к убыточности услуг ППЖТ. Часто государственное сдерживание тарифов приводит к необоснованному сокращению особо значимых для жизнедеятельности предприятий расходов, что не дает возможностей для модернизации, обновления локомотивного парка и развития ППЖТ.

Несовершенство действующих регламентов тарифообразования приводит к разночтениям со стороны пользователей услуг ППЖТ и создает прецеденты для судебных споров с пользователями услуг.

Единая система ценообразования позволит ППЖТ вести безубыточную производственно-хозяйственную деятельность и обеспечить развитие производства как фактора конкурентоспособности предприятия на смежных рынках перевозок.

Также ряд проблем в работе регулируемых предприятий связан с устаревшими нормативными требованиями в данном вопросе, в частности установленных в Методических рекомендациях по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом № 104-Н-р, утвержденных Министерством транспорта РФ 20.01.2001 г.

Ассоциацией неоднократно были подготовлены предложения по созданию единых методических указаний по расчету экономически обоснованных тарифов, которые были бы обязательны для всех. В 2017 году подготовлен новый вариант Методики для утверждения на федеральном уровне.

Тема тарифообразования на путях необщего пользования остается в центре внимания ассоциации «Промжелдортранс». Обсуждение и выработка общей позиции будут продолжаться в рамках специально созданной рабочей группы по экономике и тарифному регулированию.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions