Удовлетворенность уровнем информационных технологий и оперативностью передачи бухгалтерской документации в II квартале 2020 года оценена респондентами на 77 баллов по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель не только прибавил 3 балла, но и переместился из разряда «хороших» оценок в диапазон «отличных». Напомним, что обобщенный показатель Индекса качества в II квартале составил 67 баллов, что на уровне I квартала текущего года.
В период пандемии развитие IT-технологий и активное расширение сферы их применения стало не только вынужденным, но и жизненно необходимым шагом и для РЖД, и для пользователей услуг на сети. К чести перевозчика стоит отметить, что грузоотправители часто сообщали: АС ЭТРАН, получившая ранее массу нареканий в связи с несвоевременными обновлениями (например, во время погрузки) и частыми зависаниями, отлично выдержала испытание.
«Здесь претензий нет, полагаю, их нет и у тех предприятий, кто самостоятельно развивает свои цифровые технологии, – прокомментировал респондент. – В этом случае новации РЖД очень к месту. Взять, скажем, автоматизацию согласования заявок. Тут есть нюансы, но вопрос давно назрел – мы на внутрикорпоративном уровне этим же путем идем». Другой участник исследования отметил, что новые формы в электронном виде работают отлично. «Мой сотрудник говорит, что работа даже несколько ускорилась в последнее время. И я это вижу: когда требуется сделать выборку или получить справку, все происходит немного быстрее», – добавил грузоотправитель. Похвалили клиенты РЖД и автоматические уведомления в ЭТРАН.
По поводу же автоматического согласования заявок ГУ-12 их мнения разделились между положительными и менее позитивными. Причины в том, что процедура пока не воспринимается как рутинная, есть опасения сделать ошибку, «попасть на штраф» и др. Так, пользователь, опробовавший автоматическое согласование заявок, согласился с тем, что в целом это удобно, но подчеркнул, что нужно быть внимательным, иначе могут быть неприятные прецеденты. «Автоматическое согласование заявок не всегда удобно. Приведу пример: в пути произошло смещение груза, вагон остановили, все поправили. Но сумма оплаты ушла в дебиторку – и на этом основании вагон оформили в простой, – рассказал грузовладелец. – По сути, это штраф – и мы стали разбираться. Но выяснилось, что теперь это сложнее, так как РЖД обернули процедуру в свою пользу. Мы не против автоматического согласования, но хотим видеть документ, в котором отражалось бы состояние вагона». Другой респондент отметил, что ему новация пока также доставляет некоторые неудобства. «Не успеваем за отведенный срок решить вопросы: если они есть, звоним по телефону. В основном проблема одна: IT не стыкуются с управлением движением. Например, вагон может стоять 1–2 суток в ожидании накопления состава стандартной длины, а потом его отправляют. И РЖД представят дело так, что все хорошо, все согласовано. Но для конечного потребителя это все равно выглядит как задержка», – пояснил он.
Оценивая улучшения в системе, грузоотправители активно предлагали их развивать и в дальнейшем. «В ЭТРАН хорошо было бы сделать информационное окошко, сообщать, что сегодня, например, трудности в направлении Красноярской дороги, и связаны они с теми или иными причинами. Такого информирования очень не хватает», – прокомментировал респондент.
Но не стоит полагать, что в сфере документального взаимодействия все абсолютно безоблачно. Передача бумажных бухгалтерских документов дедовскими способами по-прежнему вызывала множество нареканий. «Мы работаем со многими крупными компаниями федерального уровня – с монополиями, «Газпромом» в том числе, но такой возни с документацией, как в РЖД, уже нигде нет, – рассказал грузовладелец. – Ранее нам передавали счета-фактуры и акты выполненных работ через станцию, мы приезжали и забирали. Теперь же в РЖД сообщают, что людей нет, приезжайте в управление дороги сами или подключайтесь к ЭДО. При этом ЭДО предлагают проводить не через внешнюю компанию, утвержденную ФНС России, а через свою программу ЭТРАН, которая полностью принадлежит РЖД».
Подход под девизом «только через ЭТРАН» не устраивал и некоторых других пользователей-налогоплательщиков, и они охотно объясняли почему: «Сегодня ее так настроят, а потом эдак. Сокращаются сроки доступа к документам, ставится платный барьер и т. д. Мы не можем на это подписаться, ведь документы серьезные, их надо предоставлять в ФНС». В качестве альтернативы грузоотправители упоминали вариант проведения налоговых документов через системы ЭДО независимых операторов, например «Такском». «У нас в любом случае должен быть выбор», – аргументировали они.
«Индекс качества» – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.
Полная версия исследования доступна для подписчиков журнала РЖД-Партнер. На полную версию Индекса качества также можно оформить подписку в онлайн-магазине или связаться с отделом подписки по тел.: +7 (812) 418-34-99 или по электронной почте rasp@rzd-partner.ru
Автор: Ксения Фокина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.